Золотая педагогика

Конспект краеведческого урока-беседы: "История одного селения"

Образование » Дагестанский краеведческий музей и его роль в эстетическом воспитании школьников » Конспект краеведческого урока-беседы: "История одного селения"

Страница 1

Самые прекрасные кувшины делаются

из обычной глины, только добавляется настроение,

трудолюбие и желание сделать вещь,

которая будет нести тепло рук мастера

Уникальное декоративно-прикладное искусство Дагестана отражает богатый духовный мир народов горного края, его связь с окружающей природой. Истоки традиционного народного искусства уходят в глубину веков. Гончарный промысел на Северном Кавказе возник еще в III тыс. до н.э. и своего наивысшего подъема достиг в XVII-XVIII вв.

Балхар – лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Оно известно прежде всего своей керамикой. Нельзя с уверенностью сказать, что именно Балхар является родиной дагестанской керамики. Самая ранняя керамика, датируемая рубежом VI-V тыс. до н.э., найдена на территории Дагестана в Гунибском районе (Чохское поселение). Более совершенной является т.н. гинчинская керамика, найденная в Шамильском районе и датируемая IV-II тыс. до н.э. Своим искусством гончарного производства могут гордиться и другие селения: Джули (табасаранцы), Кахуль (лезгины) и Эндери (кумыки). Изделия разных селений отличаются и способом изготовления и орнаментом.

В селении Кахуль, также как и в Балхаре гончарным производством издревле занимались только женщины. В 50-е годы население высокогорного Кахуля и некоторых других аулов было переселено на низменность, и, к сожалению, гончарный промысел таких селений прекратил свое существование. В Джули, как и во всем Южном Дагестане, наоборот, гончарством всегда занимались мужчины. Женщины же иногда принимали участие в росписи сосудов.

В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк, сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.

В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. На человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома. Этот штраф по сути являлся одной из форм ритуального жертвоприношения. Когда-то в Балхаре открыто поклонялись духу - покровителю своего ремесла, возможно, существовали особые обряды и жертвоприношения. С принятием ислама они видоизменились в действия бытового характера.

Как отголоски древних ритуалов сохранился в Балхаре обычай украшать "чару" (печь для обжига) коровьим или бараньим черепом с рогами для того, чтобы процесс обжига прошел благополучно. Во время обжига, длящегося трое суток, устраивалось ритуальное пиршество с обжиганием бараньих голов в свежевыгребенной золе. С процессом обжига связаны и многие суеверия. В частности, считалось, что "чара" никогда не должна пустовать, поэтому после обжига в печи обязательно оставляли несколько бракованных изделий.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом
Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить детей понимать язык искусства. Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический пои ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru