Золотая педагогика

Конспект урока рисования по памяти: "Традиционный интерьер"

Образование » Дагестанский краеведческий музей и его роль в эстетическом воспитании школьников » Конспект урока рисования по памяти: "Традиционный интерьер"

Страница 3

Срединный столб, называемый у аварцев "столб корня" (т.е. рода), был священным символом дома, олицетворял древо жизни, опору мироздания, которое являла собой горская сакля. Враги, врываясь в дом, старались нанести увечье именно столбу, за что им мстили как кровникам. В центре находился открытый очаг, позднее сменившийся пристенным камином, который обрамлялся каменной резной плитой. Мебели почти нет. Рядом с очагом деревянная резная утварь (мерки, солонки, ступки, поставцы), керамическая и медная посуда, у разных народов отличающаяся формой и декором. Земляные полы застланы паласами. Принадлежностью каждого дома был цагур - большой ларь-шкаф для хранения зерна, который, как и срединный столб, богато декорировался резным орнаментом, имеющим у разных народов, а иногда и в пределах одного общества и даже селения свои устойчивые формы.

Интерьер традиционного дагестанского жилища при всей его суровости и архаичности эстетически полноценен благодаря неразрывной связи декоративного и утилитарного начала, а лучшие образцы предметов быта производят впечатление произведений высокого искусства. В процессе дальнейшего развития жилище претерпевает радикальные изменения, особенно ощутимые в 19 веке и позже еще большие.

Важнейшим условием формирования у детей и молодежи, особенно подростков, позитивного опыта межнационального общения является целенаправленное, ненавязчивое, как бы спонтанное создание в многонациональном коллективе положительное, латентной морально-психологической атмосферы. При этом важнейшая роль "международного языка" должна принадлежать искусству, главным образом, изобразительному, как важнейшему "рычагу" сближения и сплочения учащихся разных национальностей.

Воспитательная задача на сегодняшний день заключается в том, чтобы научить детей и подростков обеспечивать волевое управление национальной сферой своего поведения, сохранять эмоциональную устойчивость в экстремальных, напряженных обстоятельствах. Крайне важно предвидеть и предупреждать ситуации, которые могут привести к межнациональным разногласиям на эмоциональном уровне. Следует всемерно улучшать морально-этический и психологический климат, формировать обстановку и атмосферу уважения, интереса, доверия и дружелюбия к окружающим, их традициям, культуре, языку, особенностям поведения в повседневном бьпу. На этой основе педагог и должен формировать культуру межнационального общения в среде учащихся.

Основная цель деятельности педагогического коллектива заключается в том, чтобы внимательно учитывать и разумно использовать эти просветительно-воспитательные ресурсы в межнациональном воспитании учащихся. Это необходимо, актуально и потому, что общая для всех школ задача состоит в воспитании учащихся как спонтанных интернационалистов, в духе дружбы народов и решается в настоящее время в условиях наличия многообразия форм сближения различных по менталитету нации, народов и народностей кашей страны. Искусству в его различных видовых и жанровых проявлениях принадлежит здесь если не решающая, то, тем не менее, совершенно необходимая, естественная и крайне действенная роль.

Изучение и анализ художественно - эстетических достоинств памятников культуры, истории, архитектуры, искусства и других объектов краеведческой деятельности дагестанских школьников, является наиболее эффективным фактором эмоционально - эстетического переживания знаменательных исторических событий, восприятия достопримечательностей отечественного искусства и культуры, важным средством в формировании ценностных, нравственно-эстетических ориентации современной молодежи Дагестана, способствует формированию подлинного художественного вкуса.

Роль музеев в современной жизни, их активное участие в развитии художественно-нравственной культуры учащихся делает проблему изучения музейного дела в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в музеях колоссального и разнообразного систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги художественной культуры. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и музейные экспонаты являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического воспитания, способствующего эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре. Выявлены роль и место музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников, изучена художественно-эстетическая ценность музейного экспоната (подлинность, уникальность, историческая значимость) как важного средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности дететей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно игра ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru