Золотая педагогика

Характеристика профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Образование » Развитие профессиональной компетенции воспитателей ДОУ » Характеристика профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Страница 2

При этом выделяют и профессионализм личности, который также понимается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное личностное развитие.

Известно, что профессионализм деятельности и личности специалиста проявляется в потребности и готовности систематически повышать квалификацию, изъявлять творческую активность, продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры, совершенствовать результаты своего труда и собственную личность. В этом случае можно говорить не только о профессиональной компетентности субъекта профессиональной деятельности, но и его личностной компетентности, что, в общем, является важным для системы профессий «человек-человек» и, в частности, для педагогической деятельности.

В этих и других исследованиях достаточно подробно описаны структура, основные содержательные характеристики, требования к личности и деятельности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждениях. Но, мало тех работ, в которых была бы представлена система формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования. Тогда как именно система обеспечивает возможность видения путей, средств и методов достижения профессиональной компетентности субъектом определенной сферы деятельности. Система представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов, воспитателей, администрации, специалистов психолого-методических служб по выработке компетенций в сфере осуществления воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, разрешения сложных профессиональных проблем, осуществления нравственно обоснованного выбора и т.д. .

Некоторые элементы предложенной системы уже нашли свое отражение в практической деятельности различных образовательных учреждений, другие только внедряются, часть из них требует апробации. Безусловно, в предложенный список можно включать и другие эффективные способы и механизмы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ. Но ориентиром является идея о том, что сформированность профессиональной компетентности обеспечивает педагогам возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач; творчески выполнять функциональные обязанности; проектировать успешные стратегии профессионального становления и саморазвития; адекватно оценивать и совершенствовать себя; определять факторы, сопутствующие профессиональному становлению; устанавливать конструктивные межличностные отношения со всеми субъектами образовательного пространства; вносить конструктивные коррективы в жизненный замысел и создавать развивающую среду для своих воспитанников.

Интересно проследить развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в области воспитания на разных этапах развития педагогической мысли: от родового строя до настоящего времени. Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОУ, осуществляющих воспитание детей дошкольного возраста, как показал ретроспективный анализ педагогической литературы, имеют свои истоки в развитии семейного и общественного воспитания. Требования к компетентности лиц, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста, на протяжении исторического развития нашего общества изменялись.

Исходя из современной классификации воспитания, при родовом строе и в период зарождения феодальных отношений в России наблюдаются элементы демократического, гуманного подхода к воспитанию. Как ни различны были воззрения на женщину в этот период, за пей признавали право заботиться о детях, воспитывать их в «благонравии» (Владимир Мономах). Идеи гуманизации воспитания можно наблюдать в воззрениях и педагогических высказываниях деятелей культуры XVII в. Кариона Истомина, Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого. Им принадлежат первые попытки определения основного содержания воспитания и обучения по возрастам. Одним из основных требований к профессиональной компетентности воспитателей в XVIII первой половине XIX в.в. выдвигается требование учета склонностей каждого ребенка и поддержание жизнерадостности как естественного его состояния (А.И. Герцен, М.В. Ломоносов, П.И. Новиков, В.Ф. Одоевский и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Личность и коллектив
Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности; через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, то коллектив несет в себе неизбежно политические, эстетические, нравст ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru