Золотая педагогика

Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников

Образование » Воспитание трудовой активности в младших школьников » Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников

Страница 1

Рассматривая состояние теории и практики по исследуемой проблеме, был получен положительный опыт по организации воспитания трудовой активности младших школьников. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения педагогического опыта, явилось отправным моментом разработки программы опытно – экспериментальной работы по ее совершенствованию.

Цель опытно-экспериментальной работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 3 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе Ростовской средней общеобразовательной школы Карагандинской области Бухар-Жыраусского района. В исследовании принимали участие 12 детей.

Экспериментально-практическая работа по воспитанию у младших школьников трудовой активности включала в себя:

Изучение становление проблемы воспитания трудовой активности в педагогической науке.

Подборка критериев и формирование критериального аппарата.

Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов.

Разработка и апробирование системы мероприятий, по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности.

Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования.

Трудовая активность – личностное качество младшего школьника, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу труда, в стремлении его к эффективному осуществлению трудовой деятельности. Трудовая активность как качество личности не может состояться без трудового сознания, которое является основой потребностно-мотивационной сферы активности.

Трудовую активность как свойство личности можно охарактеризовать следующими показателями:

1) Познавательный интерес – это свойство личности, обеспечивающее состояние готовности и постоянство стремлений младшего школьника к освоению новых видов трудовой деятельности.

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

Однако интерес не всегда побуждает личность к активной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность. Таким образом, для определения трудовой активности необходим еще один показатель – направленность к трудовой деятельности.

2) Направленность к трудовым действиям - это:

- понимание младшими школьниками цели трудового действия, которую необходимо достигнуть и готовность подчинять свои действия данной цели.

- определение путей, средств, способов и приемов достижения цели трудового действия.

3) Настойчивость – это умение личности преодолевать препятствия, решать возникающие проблемы, выполнять малопривлекательную, часто скучную, но необходимую для достижения цели работу. В составе трудовой активности настойчивость выполняет "несущую" функцию, являясь своеобразным стержнем активных стремлений.

Таким образом, критериальный аппарат по проблеме исследования включает в себя следующие критерии:

- уровень сформированности трудового сознания;

- уровень трудовой активности.

Сформированность трудового сознания характеризуется наличием у младшего школьника представлений о мире профессий, понятия о необходимости труда, о необходимость работы, о связи между экономическим благосостоянием семьи, общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Объекты и процедуры проектирования
Педагогическое проектирование связано с разработкой эффектив­ной деятельности, как педагогов, так и учащихся. Посредством грамотно разработанных педагогиче­ских процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности учащихся, сводит к минимуму отрицательное вл ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru