Золотая педагогика

Определение понятий: «рефлексия», «рефлексивная культура», «рефлексивные умения»; их психологический смыл

Образование » Педагогические условия формирования рефлексивных умений у подростков на уроках информатики » Определение понятий: «рефлексия», «рефлексивная культура», «рефлексивные умения»; их психологический смыл

Страница 1

Понятие «рефлексия» - одно из центральных категорий психологической науки, и на теоретическом уровне основоположниками отечественной психологии проработано в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы – самосознания. С.Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру: «…Она (рефлексия) как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы… С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни». Свойство рефлексивности деятельности, мышления, сознания и личности в психологии рассматривается при анализе опосредованности и произвольности человеческого поведения, осознанности и системности высших психических функций. Понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления, памяти, сознания, личности, общения и т.д. Так, например Б.Ф. Ломов, характеризуя общение как подвижную, развивающуюся систему, отмечает, что «важные ее моменты – эмпатия и рефлексия»; О.К. Тихомиров отмечает, что «мышление – необходимый компонент рефлексии личности и само становится объектом этой рефлексии» и пр.пр.

Помимо этого в ряде экспериментальных исследований рефлексия выступает не только как существенный компонент какого-либо другого предмета (например, мышления, функционирующего на 4х уровнях: личностном, рефлексивном, предметном и операциональном), но и как предмет специально психологического изучения. При этом в зависимости от области, в которой проводится психологическое исследование, выделяется та или иная «грань» рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект.

В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она рассматривается в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

Коммуникативная рефлексия При рассмотрении кооперативного аспекта рефлексии она трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Щедровицкий Г.П.). Г.П.Щедровицкий рассматривает рефлексию исходя из принципа «кооперации деятельностей», на основании этой идеи строится схема «рефлексивного выхода» за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления. Перейдя в позицию новой деятельности, рефлектирующей, индивид обретает средства «строить смыслы», исходя из которых понимает и описывает прежнюю деятельность. Вторая деятельность поглощает первую как материал. Механизм поглощения позволяет строить системы кооперации деятельностных позиций – «какая-то из связей должна возникнуть, ибо без этого невозможна никакая кооперация» .

Рассуждение о рефлексии на основе идеи кооперации деятельностей и развертывание схемы рефлексивного выхода приводит, по мнению автора, к основному парадоксу «принципиального взаимопонимания рефлектируемой и рефлектирующей» позиций. Невозможность коммуникации обусловливается полным и принципиальным (в силу различия деятельностей) отличием средств, знаний, смыслов двух названных позиций. «Единственная возможность для первого индивида точно и адекватно понять смысл, заложенный в сообщении второго индивида, это – встать на его «точку зрения», принять его деятельную позицию. Но это, как легко догадаться, будет уже совершенно искусственная трансформация, нарушающая естественные и необходимые условия сложившейся ситуации общения»: в описываемых условиях принятие другой позиции означает отказ от собственной деятельности и своей позиции. Способ понимания возможен, но в тех случаях, когда первый индивид обладает совершенно особыми и специфическими средствами понимания, позволяющими ему объединить обе позиции и обе точки зрения, «видеть» и знать то, что «видит» и знает второй, и одновременно с этим, - то, что должен «видеть» и знать он сам; первый индивид должен иметь такое представление о ситуации и всех ее объектах, которое механически соединяет представления первого и второго, и это должны быть специальные средства и комплексные представления, вырабатываемые с целью объединения разных «точек зрения» и разных деятельностных позиций. А до тех пор, пока таких средств и такого представления нет, первый индивид всегда стоит перед дилеммой: он должен отказаться либо от знаний и представлений, передаваемых ему вторым, рефлектирующим индивидом, либо от своей собственной деятельностной позиции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его переживании для носителей этого возраста так и для наблюдателей – ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru