Золотая педагогика

Условия формирования рефлексивных умений подростков

Страница 2

Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. рефлексия деятельности

3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием "лестницы успеха". Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора "рыбья кость".

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием "дерева целей", оценки "приращения" знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок - рефлексия). Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Что из запланированного осталось узнать?

- Как мы действовали?

- Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?

- Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему? - Что было самым трудным?

Предлагаемые приёмы организации рефлексии учащихся выделены из разных технологий, предполагающих активную учебную деятельность на всех этапах обучения. Рефлексивные таблицы:

Таблица "За" - "против"

"ЗА"

"ПРОТИВ"

ВЫВОД:

Таблица "что, где, когда"

КТО

ЧТО

КОГДА

ГДЕ

КАК

"Инсерт" это приём используется при работе с текстом

1 этап – индивидуально "V" - это я знаю или думаю, что знаю

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Клинико–психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи выражается у дошкольников в разной степени: от полной невозможности соединять слова ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru