Золотая педагогика

Методические рекомендации по использованию рефлексивного дневника на уроках информатики

Образование » Педагогические условия формирования рефлексивных умений у подростков на уроках информатики » Методические рекомендации по использованию рефлексивного дневника на уроках информатики

Страница 1

В период Государственной преддипломной практики было проведено 1 занятие в неделю по предмету информатика. Продолжительность практики 5 недель, что составляет 5 занятий за всю практику.

«рефлексивный дневник» ученик заполнялся как во время урока, так и внеурочное время. Дополнительно разработанные задания выполнялись дома. Содержание данного рефлексивного дневника педагог может осуществлять оценку индивидуальных образовательных достижении на основе самооценки, что делает процесс оценивания более объективным.

Также в рефлексивный дневник можно включить следующие приемы:

Прием «Схематизация»Учащимся предлагается схематизировать, т.е. нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Например: изобрази на схеме организацию работу учащихся в учебных ситуациях сегодня на нашем занятии.

Можно использовать обратный прием. Например: воссоздай возможные события на учебном занятии, охваченном данной схемой.

Прием «Запрет»

Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

Прием «Демонстрации» Во время учебного процесса учитель сам должен демонстрировать рефлексию своей деятельности: «Вот сейчас я закончил первую часть своего рассуждения и перехожу ко второй»,

«Мне кажется, что у нас очень хорошо идет работа. Это, наверное, происходит потому, что вначале мы четко определили цели и выделили шаги ее достижения…»,

«Сейчас своей интонацией хотел подчеркнуть, как я отношусь к .»,

«Я очень волнуюсь, потому что…» и т.д.

Прием «Вопрос себе»

Этот прием обучает учащихся самим себе задавать вопросы. Вопрос – это средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию.

Некоторым вопросам учеников надо обучить в явной форме. Например, таким: «Что я сейчас делаю?», «Я понял, но что же я понял?», а также вопросам «Почему?»(« Почему я делаю то, что делаю сейчас?», «Почему я понял именно так?», «Почему я сначала понял так, а затем иначе?»), «Как?» («Как я это сделал?») и «Зачем?» («Зачем я это делаю?») применительно ко всем типам ситуаций.

Прием «Рассказ в рассказе»

Первоначально прием выполняется на анализе текстов, воссоздается несколько позиций, несколько пространств, например: «герой, как он сам себя видит», «герой, как его описывает автор», «герой, как его видят другие действующие лица произведения» (здесь много вариантов), «герой, изображающий из себя того героя, каким его видит тот или иной персонаж» и т.д.

Далее прием переносится на конкретные учебные ситуации, например «опиши, каким учащимся ты сегодня был (на занятии или в учебной ситуации)», «опиши действия своего напарника на сегодняшнем учебном занятии», «опиши действия преподавателя на сегодняшнем учебном занятии, воссоздай замысел занятия» и т.д. Анализ текстов и реальных учебных ситуаций дает возможность ученикам перенести рефлексивные позиции на самих себя и моделировать имеющиеся рефлексивные отношения.

Прием «Прогнозирование»

Этот прием применяют на материале художественных и документальных текстов. Учащимся предлагается ответить на вопросы типа «Что будет дальше?», «О чем, по-вашему, текст с данным заголовком?», «Чем закончится данный рассказ?» и т.д. Эти вопросы активизируют учеников, поскольку для того, чтобы ответить на эти вопросы, надо прежде всего ответить на вопросы типа «Что это?», «Что происходит?» и тому подобные вопросы непосредственно выводят ученика в рефлексивную позицию.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Психологические аспекты средств массовой информации
Вполне естественно, что социальные аспекты, связанные с телеинформацией, не могут не затрагивать и чисто психологических аспектов. Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сц ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru