Золотая педагогика

Функции и характеристики профориентации

Образование » Основы профориентационной работы в школе » Функции и характеристики профориентации

В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации.

А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии .

И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека».

Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям».

Функции профориентации :

- социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;

- экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

- психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;

- медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.

Характеристики профориентации:

1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

2. Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.

3. Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации:

а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.);

б) способностей и других личностных характеристик человека;

в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества;

4.Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. При воздействии на личность необходимо её формировать, так как адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам.

Еще по теме:

Навыки общения: понятие, факторы и этапы формирования
Общение - взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Каждый участник ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru