Золотая педагогика

Этика проведения профконсультационной работы

Образование » Основы профориентационной работы в школе » Этика проведения профконсультационной работы

Страница 3

Кроме семьи, одним из основных социальных институтов, является школа. В ней формируются интересы школьников. Представление о различных видах труда, профессиональные навыки и умения. Она даёт учащимся необходимые знания о природе и обществе. Школа осуществляет целенаправленную работу по обучению детей на основе имеющихся учебных планов и программ.

Большое влияние оказывает на формирование профессиональной направленности школьников и личность учителя. Причём дети усваивают не только программный материал, но и манеру поведения данного учителя, его взгляды и ориентации.

Следующим фактором социальной среды является группа сверстников. Круг друзей представляет собой устойчивое образование регулярно встречающихся лиц. Воздействие сверстников на личность школьника облегчается тем, что круг друзей, как правило, выбирается им самим исходя из индивидуальных предпочтений, интересов. Выявить причины выбора той или иной профессии поможет анализ ближайшего окружения школьника: рода занятий друзей и их родителей, ролевой структуры группы и особенностей поведения школьника в ней.

На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую – женщины.

Некоторые девушки, особенно с невысоким уровнем образования, не имеют серьезной мотивации на достижение успеха в профессиональной карьере, рассматривая профессию как временное занятие до замужества.

Субъективные факторы.

Один из наиболее мощных факторов, определяющих выбор профессии, - интересы личности (эмоционально окрашенное избирательное стремление к определенным предметам и видам деятельности, предполагает активизацию познавательной активности человека, желание более глубоко, подробно и всесторонне ознакомиться с избранным видом деятельности). Понятие “интерес” тесно связано с понятием “склонности”.

Отличие склонностей от интересов заключается в их практической направленности. Если интерес представляет собой направленность на познание каких-то явлений, то склонность направлена на деятельность. Склонности являются реализацией интересов в конкретной деятельности.

Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик, учет которых важен при проведении профконсультационной работы:

1) Содержание интересов.

2) Широта интересов.

3) Глубина интереса.

4) Устойчивость интереса.

Ряд групп учащихся, характеризующихся различными проявлениями различными интересов.

В первую группу вошли школьники с широким кругом активных интересов, среди которых выделяется глубокий специализированный центральный интерес. Вся учебная и неучебная деятельность таких школьников подчиняется указанному интересу, носит творческий характер.

Во вторую группу вошли учащиеся, у которых наблюдается также широкий круг разнообразных активных интересов, но изолированных друг от друга, непостоянных. Процесс выбора профессии у таких ребят характеризуется отсутствием собственных намерений и зависит от внешних факторов. Школьники третьей группы имеют ограниченный круг интересов, связанных с определенной областью знаний. Интересы имеют среднюю выраженность, пассивны и не побуждают к поискам соответствующей деятельности. Устойчивость стремления реализовать интерес определяется внешними моментами.

Школьники четвертой группы имеют узкий круг интересов, изолированных и несвязанных друг с другом. Выраженность остальных интересов слабая. Такие учащиеся увлекаются только каким-то определенным предметом и связывают с ним свои профессиональные планы.

Пятая группа школьников имеет интересы диффузного характера, отличающиеся пассивностью. Любимого дела у таких учащихся нет, профессиональная направленность отсутствует. Выбор профессии целиком зависит от внешних факторов.

Высший уровень профессионального интереса – собственно профессиональный интерес. Он характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает осознанное решение превратить определенную деятельность (хобби) в профессиональную. Интересы становятся постоянными, обобщенными и осознанными, они связываются с другими ценностными ориентациями личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по организации преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
С целью выяснения состояния исследуемой проблемы был проведён контрольный эксперимент с учащимися 1 а класса МОУ СОШ №24. В обследовании приняли участие дети, которые посещали детский сад №11, с которыми проводили констатирующий эксперимент и другие дети, которые были определены в экспериментальную ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru