Золотая педагогика

Этика проведения профконсультационной работы

Образование » Основы профориентационной работы в школе » Этика проведения профконсультационной работы

Страница 4

Профессиональные намерения на практике не всегда прямо и непосредственно выступают из познавательных интересов. В таких случаях наблюдается отсутствие связи между интересами и обоснованным самоопределением. Здесь происходит изменение направленности интереса, когда доминирующий интерес определяет не выбор профессии, а выбор “хобби”, которому школьники посвящают своё время. Любовь к делу остаётся, но профессия выбирается иная.

Причинами рассогласования познавательных интересов и профессиональных намерений могут являться:

а) отсутствие информации о видах профессиональной деятельности, в которой могут найти удовлетворение имеющиеся познавательные интересы;

б) ориентация школьников только на учебную деятельность;

в) неправильное отношение к получаемым в школе знаниям, отрыв их от решения практических проблем.

Одна из главных причин несоответствия профессиональных планов и познавательных интересов – наличие более широкой мотивационной основы выбора профессии. Интересы являются часто ведущими, но отнюдь не единственными мотивами выбора профессии. Для установления соответствия между интересами и профессиональными планами необходимо выявить воздействие других ценностей на выбор профессии, определить место интересов в структуре мотивов выбора.

При исследовании процесса формирования выбора профессии определили, что профессиональные планы складываются у разных людей на различной основе. Н.Д. Левитов отмечает, что разные виды деятельности оцениваются сначала с точки зрения интереса подростка, затем с точки зрения способностей и, наконец, с точки зрения системы его ценностей.

Таким образом, в формировании профессиональных планов важное место принадлежит способностям индивида.

К субъективным факторам относятся способности личности.

Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности человека, обусловливающие успешность его деятельности и не сводимые к знаниям, умениям, навыкам

В.Д. Шадриков подходит к определению способностей с позиции функциональной системы деятельности. Способности рассматриваются им как свойство функциональной системы, реализующей отдельные психические функции. Они имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. В этом плане способности могут существовать до деятельности и выступать в качестве возможностей.

Процесс формирования профессиональных способностей осуществляется путем развития функциональных и операционных механизмов психических функций и придания им черт оперативности. Применительно к процессу профконсультации это означает, что у школьников до деятельности существуют способности, которые имеют определённый уровень выраженности функциональных и оперативных механизмов. Но эти механизмы не приспособлены к конкретной деятельности. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит перестройка операционных механизмов в соответствии с её требованиями.

Одна из главных задач профконсультации – выявление общих способностей и прогнозирование их развития, определение их места в структуре профессиональных способностей.

Процесс профессионализации общих механизмов способностей осуществляется под влиянием многих факторов, среди которых важную роль играют интересы школьников, их устойчивость и уровень выраженности. Поэтому для решения профконсультационных задач необходимо рассматривать совокупность влияния интересов и способностей на процесс формирования профессиональных планов. Развитие интереса к определенному виду труда, реализуемого в этой же деятельности, протекает успешно, если оно подкреплено соответствующими способностями.

Высокая успешность деятельности, подкрепленная положительными эмоциями, обусловливает и другой вид интересов и способностей, когда интересы выступают как фактор дальнейшего развития и совершенствования способностей.

В реальной ситуации выбора одним из решающих факторов формирования профессиональных планов выступает не объективный уровень выраженности способностей, а их самооценка.

Под самооценкой обычно понимается отношение человека к себе , своим возможностям, желаниям, особенностям личности и поведения. Она всегда носит оттенок субъективности и отражает особенности приобретенного личного опыта, степень его осознанности. В значительной мере самооценка связана с психологическими характеристиками личности: темпераментом, способностями, чертами характера. В зависимости от различных свойств личности самооценка может быть более или менее устойчивой, а также разной степени адекватности. С этой точки зрения самооценка может быть завышенной и заниженной. Высшим уровнем самооценки является адекватное отношение к себе. Оно устанавливается на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении, а также в оценках окружающих.В основном наблюдается такая зависимость: чем выше уровень развития способностей, тем адекватнее самооценка, и наоборот.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины
Нарушения речи - это обобщенный термин, обозначающий различного рода отклонения от речевых норм, установленных в конкретной языковой среде, которые значительно затрудняют либо полностью препятствуют общению посредствам речи, а также ограничивают адаптацию личности в социуме. Нарушения речи могут во ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru