Золотая педагогика

Методика проведения экскурсий, практических работ нам местности

Образование » Методика преподавания географии » Методика проведения экскурсий, практических работ нам местности

Экскурсии – одна из важнейших форм организации обучения географии. Это форма организации занятий в природе, а также на предприятиях. Значение экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Кроме того, экскурсии играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования географической науки, в развитии их познавательной самостоятельной деятельности.

По школьной программе предусмотрены 2 экскурсии в 6 классе и по 1 в 7,8,9 классах. При проведении экскурсий для всех классов необходимо четко организовать работу, надо разделить класс на 4 группы:

1гр. - наблюдают климатические процессы;

2гр. - биологические процессы;

3гр. - гидрологические процессы;

4гр. - геоморфологические процессы (эрозия, карст, рельеф).

Каждую бригаду обеспечивают необходимым оборудованием, дают конкретное задание, знакомят с порядком его выполнения. Наблюдения учащихся за объектами требуют постоянного внимания учителя к их работе, а иногда и участия в ней.

Учитель заранее готовит материал, карты, проходит маршрут, выбирает остановки, готовит вопросы. Составляет план экскурсии, готовит практические задания. Если экскурсия на предприятие, то предварительно посещает его, договаривается с экскурсоводом, знакомиться с историей предприятия.

Учащиеся повторяют основные географические понятия и термины, знакомятся с методикой изучения, картами района экскурсии.

Проведение экскурсии:

1. проверка готовности, инструктаж по технике безопасности,

2. общая консультация, вводная беседа,

3. работа на участках – сбор материала, описание объектов,

4. итоговая беседа – акцентируются основные цели экскурсии,

5. обработка материалов – домашнее задание – подготовка отчёта, коллекций.

Проводятся преимущественно в учебное время. Комплексные экскурсии проводятся на базе межпредметных связей (3-5 часов).

В 6 классе: на осенней экскурсии изучаются отдельные компоненты ПК, форма поверхности, горные породы, один из водоемов, знакомство с процессами изменяющие рельеф. Все экскурсии предусматривают разнообразие ПК, устанавливаются связи: между подстилающими горными породами и формами рельефа; между горными породами и глубиной залегания подземных вод.

В 7 классе – весенняя экскурсия « Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Учащиеся описывают почвенный разрез, закладывают ботаническую площадку, наблюдают за развитием растительности в зависимости от условий произрастания.

В 8 классе проводят весеннюю экскурсию по теме «Выявление ПТК своей местности и меры по их рациональному использованию и охраны».

Система практических работ на местности – необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ – закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

Еще по теме:

Виды мышления
Мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентиро ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru