Золотая педагогика

Теоретико-методологические принципы истории педагогики

Образование » Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах » Теоретико-методологические принципы истории педагогики

Страница 1

История педагогики – это область педагогической науки, изучающая развитие образовательной практики и педагогического знания в истории человечества.12 История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.

«Настоящее бывает следствием прошедшего — утверждал в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин. — Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее: одно другим, так сказать, дополняется, и связи представляются мыслям яснее». В историко-педагогическом исследовании, как и в любом историческом, решающее значение имеет источник, в частности все то, что имеет факты педагогического содержания в конкретный период истории развития общества, системы образования и воспитания. Именно факты истории воспитания и образования могут и должны составить эмпирическую фактологическую базу и содержательную основу историко-педагогического исследования.

Исследователю надлежит подвергнуть основательному критическому анализу историко-педагогические факты и их источники: установить их подлинность и достоверность, авторство некоторых из них, исторические условия появления источников и фактов. Все это имеет существенное значение, так как порой возможны неточности, заблуждения и другие вольные или невольные ошибки при подборе фактов, а иногда — сокрытие некоторых фактов и даже преднамеренная фальсификация отдельных из них. Мы уже отмечали, что встречается немало деятелей педагогики — однофамильцев, авторство которых путать нельзя (к сожалению, такое случается), авторство надо уточнить, а иногда доказать. Порой одна и та же работа одного автора, опубликованная в разных изданиях, имеет неодинаковое название. Так, например, труд В.А. Сухомлинского “Методика воспитания коллектива”, изданный в Киеве в 1971 г имеет и другое название: “Мудрая власть коллектива” (изд. “Молодая гвардия”. 1975). Весьма важно уточнить время появления того или иного источника, факта, высказывания, например, “до” или “после” какого-то исторического события, в частности до или после Октябрьской революции в России, в период или после культа личности Сталина, в период господства в педагогике коммунистической идеологии, до или после него и т.д. Дело в том. что это был и период идеологического пресса, и коммунистической цензуры: ни одна педагогическая работа не могла быть опубликована, если она не соответствовала этой идеологии. Удивительно ли: воспитание само называлось коммунистическим. Следовательно, именно источниковедческий анализ позволит сделать в последующем беспристрастные, объективные научные выводы и обобщения.

Изучая педагогическое наследие отдельных педагогов прошлого, надо руководствоваться некоторыми известными положениями:

-оценивать заслуги педагога не по тому, что он не дал сравнительно с нашим временем, а по тому, что он дал нового по сравнению со своими предшественниками, что и какие идеи послужили толчком для развития в последующем некоторых сторон системы образования и воспитания, вопросов педагогической науки:

- отмечая роль деятелей прошлого в развитии педагогики и практики воспитания, не следует идеализировать их вклад в науку или практику, надо видеть и преходящие стороны их взглядов и идей, а возможно, и заблуждения, проанализировать причины, их породившие.

Проводя историко-педагогическое исследование, следует видеть перспективу развития отдельных идей, возможность и целесообразность использования их в современной системе образования и учебно-воспитательной практике.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Современный подход к изучению дизартрии вследствие локальных поражений головного мозга
Термин «Дизартрия» означает расстройство артикуляции. В настоящее время дизартрию относят к нейромоторным речевым расстройствам, при котором имеется нарушение не только речевой артикуляции и связанным с ним звукопроизношением, но и нарушение всей речевой системы устной речи, включающее речевое дыха ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru