Золотая педагогика

История педагогики в трудах античных философов

Образование » Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах » История педагогики в трудах античных философов

Страница 1

Интерес к тому, как обучается подрастающее поколение в чужеземных странах обнаружился еще в глубокой древности. Греческий историк Геродот рассказывал о воспитании в Вавилоне и Египте, римский историк Тацит отмечал особенности воспитания у древних германцев. Уже тогда нередко ставилась утилитарная цель - воспользоваться опытом соседей для улучшения дела воспитания молодежи в своих странах. Например, Платон показывал, как некоторые методы спартанского воспитания могли бы быть заимствованы в его родных Афинах; Ксенофонт, описывая характер воспитания молодых персидских аристократов, рекомендовал извлечь из этого уроки для формирования характера греческой молодежи.

Все это закономерно усиливало интерес к зарубежному педагогическому опыту и его сопоставлению с отечественными проблемами образования.

В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Кенофонта) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения; выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет «не ходи по дороге» подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило «уважай закон» означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в подобной добродетели, ученики Пифагора нередко выполняли обет длительного молчания.

Я полагаю, что так называемые «шифрованные» советы Пифагор давал неслучайно. На мой взгляд, они рассчитаны на развитие образного, абстрактного, символического мышления учеников.

Приведем несколько пифагорейских изречений дидактической направленности: «Правильно осуществляемое обучение . должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика», «Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно».

Один из первых философов Древней Греции, Гераклит (520 - 460 до н. э.), высказал ряд основательных педагогических идей: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека («всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными»), разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты («мудрость в том, чтобы знать все как одно», «многознание уму не научает») и другие.

Педагогические идеи Гераклита, на мой взгляд, отличает глубина содержания. Так как человек - существо наивысшего уровня развития, то и познавать мир он должен с помощью того, что отличает его от животных - разума и чувств.

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.). Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».

Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмом».

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Языковые особенности повествования
Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершено закрепление русского языка в литературе. Пушкин, разумеется, не сразу стал тем, чем он был. Он учился у своих предшественников и претворил в собственном языковом мастерстве все достижения искусства слова, которые были добыты поэ ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru