Золотая педагогика

История педагогики в трудах античных философов

Образование » Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах » История педагогики в трудах античных философов

Страница 2

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, считал Демокрит. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы . воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу».

Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду».

Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением Он предлагал формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании: «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, - легкомыслие».

Софисты, т. е. мудрецы, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, они помышляли о воспитании политически активных граждан полиса.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469 - 399 до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать «майевтику» («повивальное искусство») - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование «Могучие духом . если получат образование . становятся отличными . полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми».

Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».9

Известны имена учеников Сократа, высказавших интересные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430 - 355 до н. э.), является автором первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Ксенофонт полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости.

Ксенофонт был очень разносторонним человеком и его произведения принято делить на четыре группы: исторические – «Анабасис», « История Греции», « Агесилай», «Киропедия», философские – «Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Домострой», «Пир», «Гиерон», политические – «Государственное устройство Спарты», «Государственное устройство Афин», «О доходах города Афины», дидактические – «Гиппархик», «О верховой езде», «Кинегетик».

Как историк Ксенофонт отличался наблюдательностью. В его трудах много важных подробностей. Греки особенно ценили язык его, ясный, точный, определенный, с округленным и прозрачным строем периодов; за изысканность выражений его называли «аттической пчелой».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Выявление эффективности применения интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке»
После применения интегрированных уроков в изучении темы: «Россия в XVII в.», мы выявляем эффективность применения таких уроков. Для выявления эффективности мы применяем тест, в состав, которого включены и вопросы из других школьных предметов: литература, обществознание, новая история, которые имеют ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru