Золотая педагогика

Психологические и лингвистические особенности иноязычной монологической речи

Образование » Обучение учащихся средней школы устной монологической речи с использованием опор » Психологические и лингвистические особенности иноязычной монологической речи

Страница 1

Касаясь психолингвистических аспектов говорения вообще и монологического высказывания в частности, необходимо отметить, что лишь потребность высказать свою мысль, которая является отображением в сознании человека связей и отношений реального мира средствами языка, ведет к говорению. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли, процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Установлено, что с овладением иноязычного говорения наряду с мышлением тесно связаны такие психические процессы, как память, воображение, восприятие, внимание, подражание. Также большое значение имеет мотивация, а мотивом к речевому действию является побуждение: для чего? зачем? о чем говорить? При обучении говорению следует иметь также в виду, что тема должна быть значимой для личности, воздействовать на эмоциональную сферу, быть актуальной, тогда возникает желание к высказыванию. В данной работе уделяется внимание одному из способов устно-речевого общения – монологическому высказыванию.

Под монологом понимается активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие, коммуникативная цель которого является сообщение о каких-либо фактах, явлениях. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Так же является такой формой речи, когда её выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащихся должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Связная речь, понятная без учета частной ситуации, в которой она произносится,- это «контекстная» речь. «Ситуативная речь» - это речь, понятная другому, благодаря ситуации, в которой осуществляется высказывание. Контекстную и ситуативную речь никоим образом нельзя противопоставлять, поскольку всякая речь, хотя и имеет некоторый контекст, обусловлена все же некоторой ситуацией. Ситуативность и контекстность, таким образом, являются двумя важнейшими психологическими свойствами устной речи.

Монологическая речь преимущественно контекстна. В силу контекстности она должна пониматься без помощи экстралингвистических средств, которые часто играют большую роль в диалогической речи.

Так как монологическая речь-это акт говорения то, она имеет механизмы говорения. Ведь именно работой психофизиологических механизмов обеспечивается выработка у говорения всех его необходимых качеств.

1. Механизм упреждения. Без работы этого механизма невозможно ни одно высказывание, будь это уровень фразы или сверхфразового единства. Для того чтобы речь была плавной и ее элементы укладывались в определенное нормализованное время, должно иметь место так называемое упреждение того, что будет далее сказано.

Упреждение может происходить в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, и на уровне высказывания.

Механизм упреждения — продукт опыта, его надо развивать специально, на определенных упражнениях.

В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Ход выполнения экспериментальной работы
Цель констатирующего эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников. Эмпирическая база исследования: подготовительная к школе группа ДОУ № 11 г. Твери. Эксперимент проводился в период с декабря по март месяц 2006 г. В ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru