Золотая педагогика

Психологические и лингвистические особенности иноязычной монологической речи

Образование » Обучение учащихся средней школы устной монологической речи с использованием опор » Психологические и лингвистические особенности иноязычной монологической речи

Страница 3

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом особенностей, а именно:

1. Целенаправленность. Она проявляется в том, что у говорящего всегда есть определенная цель — решить определенную речевую задачу, причем задачу, направленную на собеседника. В основе целенаправленности лежит желание (осознаваемое или нет) изменить поведение собеседника в желаемом направлении.

2. Логичность. Под него понимается такое свойство высказывания, которое обеспечивается последовательностью изложения, т. е. рядом мыслей, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих, т. е. в уточнении мысли, дополнении к ней, пояснении ее, обосновании и т. п.

3. Связность как последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению к логике) специальными средствами языка («сцепками»). Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для обучения монологическому высказыванию связи в сверхфразовом единстве объемом до 8-10 фраз. Именно здесь — «эпицентр» обучения.

4. Относительная завершенность в содержательном, тематическом плане.

5. Продуктивность. Любое высказывание уровня сверхфразового единства всегда ново (если это не цитата), всегда новая комбинация речевых единиц, т. е. продукция, а не репродукция заученного.

6. Непрерывность, т. е. отсутствие ненужных пауз, осмысленная синтагматичность высказывания.

7. Самостоятельность. Это одно из важнейших качеств высказывания, которое проявляется в отказе от всяческих опор — вербальных, схематических, иллюстративных.

8. Выразительность — наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов и т. п.

Как известно монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

· Информативная - сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;

· Воздействующая предполагает убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;

· Экспрессивная (эмоционально-оценочная) – использование речевого общения в качестве своеобразного регулятора для снятия эмоциональной напряженности, для описания состояния, в котором находится говорящий и т.д.;

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи.

При анализе лингвистических особенностей монологической речи следует обратить внимание на ее синтаксические и стилевые особенности и характеристики. С точки зрения лингвистики в монологической речи используются предложения с разной структурой: простые, многосоставные с усложненным синтаксисом, слова-обращения, риторические вопросы, сокращения, большое количество эмоционально-окрашенной лексики для привлечения внимания аудитории, разнообразные клише и различные средства связности.

Все виды монологической речи предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, событий и фактов, которое проявляется во владении учащимися связующими элементами предложений – наречиями времени (lately, then, since, once, today, yet, still, soon), причинно-следственными наречиями (that is why, because), наречиями, выражающими последовательность (second, the next, last), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, а именно выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов (and, till, but, if) и союзных слов(who, what, when).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Диагностика уровня формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
После анализа психолого-педагогической литературы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения и формирования навыков речевого общения у старших дошкольников с нарушением интеллекта. Исследование проводилось на протяжении 2006-2009 гг. на базе ДОУ "Детский сад комбиниро ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru