Золотая педагогика

Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института

Образование » Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института

Страница 2

Факторы девальвации духовно-нравственных ценностей населения современной России обнаруживаются с позиций человека (обесценивание человеческой жизни; потеря нравственных идеалов; утрата ориентации на личностное развитие; снижение значимости семейных ценностей; ослабление толерантности); социума (недостаточность гражданской ответственности и уважения к человеку; усиление бюрократических тенденций в организации общественных отношений; дестабилизация трудовых коллективов; эстетизация насилия; ориентация на ценности западного образа жизни); культуры (вытеснение самобытной национальной культуры; деэтизация межсубъектных отношений; подмена стремления к одухотворенной деятельности понятиями успеха; падение речевой культуры населения; технократизация и экономизация подходов к модернизации российского образования); труда (негативное отношение к труду как способу жизни; формализм и бюрократизация оценки результатов труда; отчуждение от социальной значимости труда; старение кадров; отсутствие возможностей для полноценной самореализации в трудовой деятельности; неудовлетворенность профессиональной деятельностью).

Разрушение системы общественных и человеческих ценностей характерно, как правило, для переходных периодов истории. Перестройка ценностных основ общества и личности - это проблема не только направленности на определенные значимые объекты действительности, но и осознание смысла существования.

С этих позиций образование взрослых должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут инициативно и самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к деловому партнерству и активному сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Именно сегодня образование взрослых, рассматриваемое в глобальном масштабе и как непрерывный процесс, может решительно содействовать экономическому и культурному развитию России, ее социальному прогрессу, а также обеспечивать глубокое взаимопонимание и более эффективное сотрудничество между поколениями.

Образование взрослых как социокультурный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности субъектов общества по использованию общественно-духовных ресурсов для удовлетворения тех или иных потребностей (экономических, политических, культурных, религиозных и др.). Оно представляет собой развивающуюся метасистему, которая решает задачи непрерывного интеллектуального и духовно-нравственного развития человека, формирования его гражданственности и культуры, воспроизводства общественных отношений. Образование взрослых рассматривается как базисная, фундаментальная основа инновационного развития общества и человека, в контексте которой взрослый человек выступает как организм (наделенный психикой); индивид (принадлежащий роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (социокультурное качество человека, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом); универсуум (высший уровень духовного развития взрослого человека как носителя сопряженности вселенского разума, ноосферного мышления и божественного начала в себе).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Самоуправление в классном коллективе
Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники. Во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны быть самостоятельными. В законе «Об образов ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru