Золотая педагогика

Виды монологической речи

Страница 1

В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к собеседнику или группе слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства. В монографических трудах ученых-лингвистов А.К.Артыкбаева, Н.В.Долгалова, М.Н.Калнинь, О.А.Нечаева, Л.И.Новожилова, О.Г.Резель коммуникативная функция монологической речи тесно переплетается с функциональными типами. К таким типам относятся монолог-повествование, монолог-описание, монолог-сообщение, монолог-рассуждение.

Монолог-повествование

по своему значению, структуре и модальности с его динамичностью противопоставлено статическому описанию. Другими словами, целью повествования является передача, создание в представлении реципиента динамичном картины развития, смены действий, событий, изменение состояния, движение во времени. Так, повествование служит способом изображения событий в их временной последовательности, в движении, в развитии. Такого же мнения придерживается и Г.Я. Солганик, говоря о том, что повествование изображает события или явления, совершающиеся не одновременно, а следующие друг за другом или обуславливающие друг друга. Следовательно, цель повествования заключается в том, чтобы сообщить читателю, что случилось в определенном месте в определенное время.

Методисты выделяют два вида повествования:

а)повествование без центрального события, т.е. бескульминационное или деловое повествование, когда человек рассказывает, чем был заполнен промежуток времени. Для такого повествования характерно последовательное, эпически спокойное изложение фактов и событий.

б)повествование с центральным событием, т.е. кульминационное повествование (рассказ), в котором рассказчик стремится по возможности выразительно рассказать о каком-то интересном эпизоде, случае или происшествии, оказавшемся в центре его внимания. Это могут быть повествования на основе пережитого, увиденного, услышанного или прочитанного. Данная дифференциация находит отражение в выделении рассказа в качестве разновидности повествования. Композиционная структура повествования имеет три части: введение, где излагаются основные сведения о герое, месте и времени действия, основной части, в которой излагается сюжет, и заключении, в котором дается обобщение эмоционального характера. Рассказ же, в свою очередь, состоит из завязки, кульминационного пункта и развязки.

Повествование может иметь: 1) прямую хронологию; 2) обратную хронологию: 3) прямую хронологию с отступлениями.

Выделяют следующие синтаксические средства связи, с помощью которых передаются временные отношения в повествовании:

1)союзы: and; yet her most extraordinary feature .:, then the second or the

third great wave .: then I started to through it .; but nothing helped .; when it stuck, the boat shuddered .: while I was putting up my galoshes and crap .;

2)наречия: Instead of the seventh waves: Finally he came over .

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психолого-педагогические аспекты успешности организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов предназначена для формирования навыков самостоятельной работы, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значи ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru