Золотая педагогика

Виды монологической речи

Страница 5

а) рассуждение-умозаключение (представляет собой процесс получения нового знания на основе уже имеющегося и сообщение его в виде логического вывода):

б) рассуждение-доказательство (призвано реализовать намерение автора обосновать истинность или ложность высказанного положения, убедив реципиента в логичности и достоверности полученного вывода).

В рамках определенного способа изложения (выбор, которого связан с характером объекта речи) автор может использовать разнообразные виды организационных структур. Наиболее распространенными структурами организации текстов являются следующие: хронологический порядок (повествование), пространственный порядок (описание), логическое развитие мысли от общего к частному и от частного к общему, кульминационное развитие мысли, сравнение и противопоставление, анализ и классификация, определение, причинно-следственные отношения, обоснование тезиса с помощью деталей и приемов и др. (рассуждение).

Монолог-рассуждение обладает следующей структурой:

1) начало (вводит в курс происходящею, называет участников, место, где происходит действие, или содержит исходный тезис, в котором сообщается комментируемый факт или событие);

2) основная часть (в ней даются ответы на вопросы: каким образом? для чего?; интерпретируются факты или события, аргументы, которые помогают прогнозировать определенный вывод), наибольшая по объему;

3) заключение (содержит вывод по поводу описываемых фактов или событий, подводятся итоги, дается личностная оценка происходящему).

Рассуждение, как и любой другой тип монологического высказывания имеет свои специфические средства связи. Характерными для рассуждения являются вводные связующие элементы (наречия, союзы): at first, to begin with, first of all. in the end. on the contrary, in contrast, on the whole, in general, all in all, in consequence, in addition, in particular. Наречия (thus, although, nevertheless, moreover, anyway* so. besides etc.), а также наречия, образованные от порядковых числительных (first(ly), secondly), third(ly) etc.) служат для создания логики в изложении аргументов. Весьма распространены также свободные словосочетания, предикативные единицы (that is why, that is (to say), I suppose, I mean, the thing is. so what I decided to do . etc.), и модальные слова, имеющие эмоциональную окраску (indeed, certainly, perhaps).

Итак, рассмотренные сущностные лингвистические характеристики функционально-смысловых типов монологической речи, которыми согласно программным требованиям должны овладеть учащиеся VII классов средней школы, позволили выявить особенности описания, повествования, рассуждения и сообщения, что, в свою очередь, должно быть учтено в комплексе упражнений для обучения иноязычной монологической речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Кризис современной игровой культуры
Современная социокультурная ситуация в российском обществе характеризуется проникновением игры во все сферы человеческого бытия, – такое явление получило в гуманитаристике название игроизации, на что обращают внимание многие известные философы и социологи (В.А. Разумный, С.А. Кравченко, Л.Т. Ретюнс ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru