Золотая педагогика

Характеристика различного типа опор для обучения иноязычной монологической речи учащихся средней школы

Образование » Обучение учащихся средней школы устной монологической речи с использованием опор » Характеристика различного типа опор для обучения иноязычной монологической речи учащихся средней школы

Страница 1

В практике обучения любому иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может самостоятельно выразить свои мысли, состоящие из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Очень часто высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо хронологическое перечисление каких-то действий. Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, с определением содержания и формы его изложения. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает широкое использование опор.

Назначение опор - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. Л. И. Лазаркевич, проанализировав различные виды опор, пришла к выводу, о том, что при обучении монологической речи под опорами следует понимать “особого рода стимулы, которые обеспечивают: а) общее направление содержания высказывания, б) адекватность высказывания теме, в) логичность построения высказывания, г) количественную достаточность в раскрытии темы ”. Таким образом, опоры, с одной стороны, стимулируют речь ученика, с другой, помогают правильно оформить мысли.

Опора - это, модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания.

Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.

Поскольку необходимые ассоциации можно вызвать, во-первых, посредством слов, а во-вторых, посредством изображения реальной действительности, правомерно, прежде всего, различать словесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможность параллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как они взаимодополняют друг друга.

Любая опора - это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор - на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор:

Опоры

Содержательные

Словесные (вербальные)

Изобразительные

Текст (зрительно)

Текст (аудитивно)

Микротекст (зрительно)

Микротекст (аудитивно)

Памятки, план

Кинофильм, таблицы

Видеофильм, слайды

Рисунки, фотографии

Серия картинок

Карты (страны, города)

Смысловые

Слова как смысловые вехи

Проблемные задачи

Лозунг, афоризм

Поговорка, пословица

Высказывание известных людей

Репродукции картин

Символика, плакаты

Неозвученные кадры видеофильма

Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других - сжата (смысловые опоры), но в любом случае она лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения монологического высказывания.

Человек, обучающийся речи, похож на выздоравливающего после перелома ноги: прежде, чем он начнет ходить самостоятельно, ему нужны костыли. Роль этих костылей и выполняют опоры. Важно помнить, что это – явление временное, и ими нельзя злоупотреблять.

Содержательные опоры могут управлять содержанием высказывания (текст, микротекст, полный план и логико-синтаксическая схема), а также использоваться для усвоения грамматической стороны речи. Рассмотрим вкратце некоторые из них.

Микротексты как содержательная опора для высказывания используются на уроках совершенствования лексических (грамматических) навыков (вторые уроки каждого из подэтапов первого этапа) и при работе с разговорным текстом (второй этап). На третьем этапе они менее желательны, но тоже возможны, если нейтрализовать опасность полной передачи воспринятого. Для этого в микротексте должны содержаться слова, которыми ученики владеют только рецептивно; слова, производные от хорошо усвоенных, интернационализмы и те, которые понятны из контекста. Таких слов должно быть много.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Программа повышения квалификации специалистов МДОУ детский сад №11 на 2009 - 2010 уч. г
Совершенствование всех сторон деятельности дошкольного образовательного учреждения возможно лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений профессионального роста всех специалистов. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения - это длительный процесс, целью которог ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru