Золотая педагогика

Комплекс упражнений для обучения устной иноязычной монологической речи с использованием опор

Образование » Обучение учащихся средней школы устной монологической речи с использованием опор » Комплекс упражнений для обучения устной иноязычной монологической речи с использованием опор

Страница 1

Успешное обучение монологической речи возможно лишь в том случае, если учащиеся владеют необходимыми навыками и умениями, позволяющими порождать устные монологические высказывания различных структурно- функциональных типов. Этому способствует использование различных опор. Исходя из вышеизложенного, для обучения устным монологическим высказываниям был разработан комплекс упражнений, в основе которого были положены следующие критерии:

1. соответствие отобранного языкового и речевого материала программным требованиям;

2.учет основных характеристик различных опор для порождения МВ различного вида;

3.обеспечение поэтапного формирования навыков и развития умений, необходимых для обучения устной монологической речи на данном этапе.

Мы выделим два этапа в обучении монологической речи:

Подготовительный и исполнительский, предполагающие опоры на рецептивную, репродуктивную и продуктивную деятельность учащихся.

Подготовительный этап нацелен на совершенствование навыков иноязычной монологической речи разных типов. Данная деятельность предполагает, что обучаемые порождают монологическое высказывание используя опоры. Здесь совершенствуются навыки подготовленной и условно неподготовленной речи.

Следующий, исполнительский этап, предполагает деятельность по самостоятельному порождению высказывания. Постепенно происходит перенос внимания обучаемых со способов оформления мысли на смысл порождаемого высказывания, а также на реализацию не только коммуникативной задачи, но и собственного коммуникативного намерения. Данный этап нацелен на развитие у учащихся умения правильного оформления высказывания, выбора речевых средств, необходимых для достижения цели общения, выражения смысловые отношения внутри монологического высказывания с помощью характерных для каждого типа средств связности; выражения личностного отношения к поставленным вопросам и проблемам. На исполнительском этапе подлежат развитию умения реализовывать свой замысел в соответствии с ситуацией общения, порождать развернутые высказывания, оформленные адекватно, в композиционном отношении.

С учетом требований и в соответствии с выделенными этапами обучения учащихся иноязычной монологической речи был разработан комплекс коммуникативных упражнений, включающий рецептивно-репродуктивные, репродуктивные и продуктивные типы упражнений. Определяя типы упражнений, мы исходили из поставленных нами задач каждого из трех этапов.

На подготовительном этапе применяются рецептивно-репродуктивные упражнения, которые призваны обеспечить условия для осмысления композиционной структуры, содержания образца монологического высказывания определенного типа и языковых средств связности, присущие данному типу монолога. Рецептивно-репродуктивные упражнения активизируют знания учащихся о структуре монологического высказывания, о типичных ситуациях функционирования MB определенного типа, логических схем развития замысла, языковых средств связности, присущих определенному типу монолога. С другой стороны, рецептивно-репродуктивные упражнения обеспечивают мотивационную готовность к речемыслительной деятельности по порождению монологического высказывания.

В рецептивно-репродуктивных упражнениях используются в качестве опор аутентичные аудиотексты, микротексты, тексты-образцы разного типа, варианты формулировки главной идеи, список языковых средств связи, ключевых слов (предложений). Целью упражнений рецептивно-репродуктивного типа является совершенствование навыков анализа композиционной структуры и характерных для аудиотекста, микротекста или текста-образца данного типа средств связности.

Для совершенствования навыка анализа композиционной структуры текста-образца используются следующие рецептивно-репродуктивные упражнения.

1. What structural parts this type of the pattern-text can be divided into?

2. Make the structural plan of the pattern-text;

Для совершенствования навыка анализа средств связности, характерных для различных типов монологических высказываний используются следующие рецептивно-репродуктивные упражнения.

1. Choose from the list the connectors that were used in the pattern-text. What other connectors can be used in this type of the text?

2. Write out from the text the words that serve to pass from one sentence to another.

3. Write down the connectors you have heard.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Планирование воспитательной работы
При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа – плана воспитательной работы. Выбор того или иного варианта плана во многом зависит о ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru