Золотая педагогика

Интерпретация пьесы – сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства

Образование » Интерпретация драмы-сказки А.Н. Островского "Снегурочка" » Интерпретация пьесы – сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства

Страница 7

В произведении Островского привычная ежегодная смена времен года, весеннее пробуждение сил природы поэтически воплощены в образы Весны – Красны, Деда – Мороза, их дочери – хрупкой и нежной Снегурочки, которая просит отпустить ее к людям из глуши лесного уединения. Она готова дни и ночи слушать песни пастуха Леля, чье пение завораживает душу, открытую впечатлениям жизни и искусства. Сердце Снегурочки холодно, чувства любви она не знает, «весеннее тепло томящей неги», по словам Мороза, смертельно для нее:

Солнце

Сбирается губить Снегурочку; только

И ждет того, чтобы заронить ей в сердце

Лучом своим огонь любви; тогда

Спасенья нет Снегурочке, Ярило

Сожжет ее, испепелит, растопит.

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста ее душа,

Не властен он, вредить Снегурочке.

Так, в самом начале пьесы, драматург намечает возможность ее трагической развязки. В споре Мороза и Весны звучит извечный вопрос о счастье. Этот спор намечает одну из главных тем «весенней сказки». Островский сформулировал эту тему так:

«Счастье в том, чтобы не любить» (Мороз)

«Счастье в том, чтобы любить» (Весна)

Каждый по-своему представляет себе счастье дочери, вызывая у читателя или зрителя раздумье на эту тему.

Борьба Мороза, холода, оцепенения, и Солнца, тепла, любви, составляет содержание «весенней сказки» Островского. Полем этой битвы стало сердце Снегурочки.

Судьба Снегурочки тесно сплетена с участью сказочного народа берендеев, к которым она уходит из лесу. Именно в ней «причина жестоких зим и холодов весенних», на нее ревниво и хмуро взирает Солнце, гневающееся на дочь своего брата Мороза, и на «стужу чувств» у людей берендеева царства, отказывающее им в желанном тепле.

Само царство берендеев, - как указывает Лебедев, - своего рода утопическое гармоническое общество, живущее по правде и совести, уважающее свободу чувств, основанное на преклонении перед красотой. Сердечный и мудрый правитель этой страны – царь Берендей. Имя его звучит как название самого племени – берендеи.

Цитируя А.И.Ревякина, можно отметить, что «в царстве берендеев, лишенного произвола и насилия, враждебных эгоизма, своекорыстия и хищничества, «кровавых нет законов»… среди берендеев, живущих по правде и совести, властвует свобода общественных и личных отношений. У них пастух и царь равны перед законом. Народ и царь едины в своих стремлениях.»

«Царь мудрейший», - так называет царя Берендея А.И.Ревякин. Представитель народа, неустанный защитник его интересов, отец среди своих детей. Он в равной мере делит со своим народом труд и забавы, горе и радости. И благодарный народ поет ему славу:

Привет тебе, премудрый,

Великий, Берендей,

Владыка среброкудрый, отец земли своей.

Для счастия народа

Богами ты храним,

И царствует свобода

Под скипетром твоим

Во всем мире идет ожесточенная борьба: добывая славу своим князьям, гибнут на незнаемых полях люди, исходят слезами их осиротевшие жены; вытоптаны нивы, никнут деревья и травы. Среди окружающих государств, где бушуют распри и войны, драматург создал своим поэтическим воображением небывалое царство мирных берендеев, представляющее собой удивительное исключение:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
Термин «нравственность» берёт своё начало от слова нравы. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руко ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru