Золотая педагогика

Организация первичного восприятия и комментария текста

Образование » Интерпретация драмы-сказки А.Н. Островского "Снегурочка" » Организация первичного восприятия и комментария текста

Страница 1

Методическая наука предлагает в помощь современному учителю литературы широкий спектр методов и приемов, направленных на развитие читательских восприятий школьников. От интерпретации и реализации этих приемов во многом зависит качество восприятия литературного произведения.

Обязательным компонентом урока литературы является слово учителя, которое служит образцом правильной речи. В центре этого приема – рассказ учителя о творческой деятельности писателя, о его биографии. Знакомство с писателем – это возможность помочь писателю верно и полно понять идейное содержание художественного произведения.

Мы считаем, что в нашем конкретном случае творческую биографию А.Н.Островского следует раскрыть по возможности полно, так как не всем школьникам известно имя Островского, тем более, что на уроках русской литературы с этим именем они встречаются впервые. Для того, чтобы дети могли получить более полное представление о жизни и творчестве писателя, была использована презентация с использованием фотографий с изображением дома Островских, портреты Александра в детские и юношеские годы, фотографии книг.

Следующим этапом нашей работы было предварительное знакомство с «весенней сказкой» А.Островского «Снегурочка». На данном этапе было использовано чтение с «остановкой» с целью заинтересовать учащихся, подвигнуть их к самостоятельному чтению сказки дома. Мы остановились на моменте, когда действие начинает завязываться: «Снегурочка уходит жить к берендеям». Мы попытались ввести учеников в действие пьесы и начали аналитическое е чтение, задав ряд вопросов, позволяющих воссоздать в сознании учащихся зрительные образы героев пьесы – сказки.

Предложили прочитать диалог Весны, Мороза и Снегурочки (отрывок) в лицах и продумать, как выглядят персонажи в момент произнесения той или иной реплики.

Таким образом, в процессе чтения пьесы ребятам приходилось в своем воображении видеть и слышать происходящее на сцене, быть потенциальным зрителем спектакля, представить себе, как движется, говорит, живет персонаж, что значительно облегчает дальнейшее чтение и восприятие пьесы.

Этап анализа текста мы начали с беседы, в процессе которой пытались выяснить: полностью ли прочитана и освоена сказка: какое впечатление сложилось у ребят о произведении и его героях: о чем и о ком повествует нам автор.

Следующая группа вопросов была ориентирована на обсуждение композиционных особенностей пьесы. Здесь мы обращаем внимание на фольклорную основу пьесы. На этом этапе освоения данного текста и активизацию их знаний. Предлагаем учащимся ответить на вопрос: «Признаки какого литературного жанра проявляются в пьесе?». Здесь ребятам необходимо было выяснить, по каким законам построена данная пьеса, что использовал автор для ее написания, какие элементы устного народного творчества использованы в произведении, особенности какого жанра наблюдаются.

Далее мы даем возможность порассуждать и над тем, почему Островский выбрал именно этот жанр. Данные вопросы пробуждают активность детей, они делятся своими мыслями, размышляют, выдвигают версии.

В процессе анализа произведения, обращаем внимание на то, что пьеса – сказка А.Островского – это драматическое произведение. В его основе лежит конфликт. Здесь необходимо выяснить, как учащиеся понимают значение данного слова и какой конфликт лежит в основе пьесы – сказки Островского «Снегурочка».

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Игровые технологии. Деловая игра
"Поведение человека в определенных обстоятельствах" Цель: выработать тактику убеждения людей в предложенных обстоятельствах, умение доказать свою точку зрения. Продолжительность: 2 - 2,5 часа. Содержание: Подготовительный этап (15 мин): Распределяются роли: медсестра, группа родителей, эк ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru