Золотая педагогика

Специфика прочтения и анализа пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка»

Образование » Интерпретация драмы-сказки А.Н. Островского "Снегурочка" » Специфика прочтения и анализа пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка»

Страница 3

Анализируя анкеты учащихся из контрольной группы, мы пришли к следующим итогам:

- Сказка понравилась практически всем ребятам, многие из них хотели бы посмотреть фильм.

- Лишь не многие учащиеся смогли вспомнить имя художника, иллюстрировавшего пьесу. А имя Римского-Корсакова не вспомнил ни один ребенок.

- Имена героев пьесы помнят не все дети, поэтому они не могли выразить свое отношение к ним.

- Не все дети указали, какой конфликт лежит в основе пьесы. Многие из них не поняли, какова идея данного произведения.

Анализируя анкеты экспериментальной группы, мы увидели, что практически все дети вспомнили фамилии композиторов и художника, обративших внимание на пьесу. Детям легко было указать, какой конфликт лежит в основе пьесы, при этом указав и внешний и внутренний конфликты. Очень точно ребята определили идею произведения, перечислили всех действующих лиц пьесы – сказки и указали различное отношение к ним: «Испытываю жалость к Снегурочке и Мизгирю», «Царь Берендей – добрый и заботливый», «Купава – несчастная, мне жаль ее», «Весна – мать, любящая свою дочь Снегурочку» «Дед Мороз – злой, но он боялся за свою дочь».

Итоги анкетирования в экспериментальном классе позволяют говорить об эффективности использования интерпретации при знакомстве с драматическим произведением, что позволило активизировать учащихся, их мыслительную деятельность, самостоятельность, интерес к прочтению. Освоение текста пьесы Островского «Снегурочка» будет более глубоким, если использовать изучение произведения в связи с другими видами искусства, которые будут способствовать развитию зрительных, слуховых, эмоциональных образов произведения и читательского восприятия произведения в целом.

Читательское восприятие рассматривается как основа школьного анализа художественного текста. Специфика анализа зависит от читательского опыта и художественных особенностей изучаемого произведения. Скорректировать и углубить читательское восприятие возможно посредством применения интерпретации произведения в других видах искусства.

Задания, предложенные для эксперимента, обусловлены спецификой пьесы-сказки и особенностями читательского восприятия драматического текста учениками 6-го класса, и прежде всего открытостью эмоционального состояния детей этого возраста. Различные виды предложенных работ были нацелены на освоение позиции автора, на формирование восприятия и осознания законов построения драматического текста, а также ориентированы на творческую и исследовательскую работу.

Экспериментальная проверка проходила в 6 классе КГУ «ОСШ № 22 г. Темиртау».

Для выявления динамики читательского восприятия было проведено анкетирование, результаты которого позволяют судить о некоторых положительных изменениях в восприятии драматического текста. Особенно ярко это проявилось в возросшем внимании к стилю писателя и к отбору им языковых средств при создании пьесы – сказки «Снегурочка».

Использование иллюстраций, репродукций, музыки, мультипликационного фильма – дали более высокий уровень читательской рецепции и воспроизведения текста при отсроченном контроле, более точное и глубокое понимание авторской позиции и основной мысли текста.

Анализ цветовой гаммы рисунков позволяет судить об эмоционально позитивном восприятии пьесы. Также мы можем отметить высокий уровень активности в процессе изучения пьесы. В целом, выполненная работа (анализ ответов учащихся, хорошая воспроизводимость текста, вычленение наиболее значимых проблем, понимание роли детали, комментирование авторской позиции) позволяет сделать вывод о возможности успешного освоения произведения шестиклассниками.

Эффективность использованного нами «составления сценария» оказалась несколько ниже ожидаемой, но вместе с тем, добытые учащимися в процессе этой работы знания позволили им более ярко воспринять мир драматического произведения.

В процессе работы мы пришли к выводу, что анализ должен не подавлять, а усиливать эмоциональное восприятие и углублять понимание учащимися художественного текста. А для этого необходимо осуществлять связь литературы с другими видами искусства.

Следует также отметить, что читательское впечатление учащихся и интерпретация произведения, позволяют повышать значимость первоначальных наблюдений над текстом, развивать творческое воображение, создавать интерес к анализу текста через наблюдения над идейно-композиционной значимостью отдельных эпизодов, диалогов, описаний.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Выявление эффективности применения интегрированного подхода в изучении темы: «Россия в XVII веке»
После применения интегрированных уроков в изучении темы: «Россия в XVII в.», мы выявляем эффективность применения таких уроков. Для выявления эффективности мы применяем тест, в состав, которого включены и вопросы из других школьных предметов: литература, обществознание, новая история, которые имеют ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru