Золотая педагогика

Выявление уровня сформированности образности речи детей старшего дошкольного возраста

Образование » Формирование образности речи в процессе ознакомления с русской сказкой » Выявление уровня сформированности образности речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.).

Образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.

Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.

Поэтому целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности образной речи у детей 5–6 лет.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с ноября 2008 года по январь 2009 года на базе дошкольного образовательного учреждения пос. Заборовка Сызранского района.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Организационно-методическое обеспечение при формировании положительной мотивации на уроках физической культуры
Исходя из гипотезы, задачи нашего исследования следующие: 1. Конкретизировать возможности формирования положительной мотивации учения у детей среднего школьного возраста средствами физкультуры. 2. Проанализировать сложившуюся систему использования средств активизации учебно-познавательной деятельно ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru