Золотая педагогика

Изучение поэмы «Руслан и Людмила» в средней школе по программе Бунеевых

Образование » Изучение поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" в средней школе » Изучение поэмы «Руслан и Людмила» в средней школе по программе Бунеевых

Произведение А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» изучается в 5 классе по программе Бунеевых. Но дети проходят не полностью поэму, а пролог. Изучение материала в школе занимает 1 час.

Я хотела бы проанализировать изучение поэмы по учебнику В.Г.Маранцмана 5 класс и по методическому пособию В.Я.Коровиной.

Изучение поэмы по учебнику В.Г. Маранцмана

В программе по литературе 5-9 классов по учебнику, подготовленному под ред. В. Г. Маранцмана, в курсе 5 класса в цикле «Свобода сказки» изучается вступление к «Руслану и Людмиле», т.е. пролог, как собирательный образ волшебного мира русской сказки.

«Руслан и Людмила» рассматривается как своеобразная увертюра к творчеству поэта, в которой внимательный читатель может узнать идеи, сюжеты, художественные приемы, уже знакомые им по изученным ранее произведениям. По программе на изучение пролога к поэме отводится 1 час. Программа не предполагает полного чтения поэмы, а лишь чтение пролога и знания его наизусть.

Вопросы и задания, которые дают в учебнике под ред. В.Г. Маранцмана:

1. Прочтите пролог. Как вы понимаете слово «Лукоморье»?

2. Как вы себе представляете это сказочное место? Опишите своими словами.

3. Какова роль пролога в этом художественном произведении?

4. Определите жанр поэмы.

5. Читая пушкинские строки, создается впечатление «реальности» сказки. Почему так?

Изучение поэмы по методическому пособию В.Я.Коровиной

Задания и вопросы:

1. Что показалось вам в пушкинском прологе забавным и чудесным, а что – обыденным и привычным для сказки?

2. Почему пролог к «Руслану и Людмиле» называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?

3. Какое впечатление произвел на вас пролог к поэме?

4. Какие народные сказки напоминают вам строки из пролога?

Там царь кощей над златом чахнет .

***

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

***

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит .

5. Найдите традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты в прологе.

Проанализировав вопросы и задания учебника и методического пособия можно поставить цели:

· Знать поэтические средства художественной выразительности

· Уметь определять роль Пролога в поэме

· Уметь работать с художественным текстом

С самого раннего детства А.С.Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывали бабушка и Арина Родионовна – няня поэта.

«Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина. Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой. Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.

Прошло более 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, а его произведения продолжают жить, становятся с годами все более читаемыми и любимыми в нашей стране и за рубежом.

Я надеюсь, детям и сейчас будет интересно читать это произведения, а моя работа пригодится на уроках литературы в 5 классе.

Еще по теме:

Спарта
Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом. Сами спартанцы (полноправные ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru