Золотая педагогика

Особенности проявления и развития мышления в старшем дошкольном возрасте

Страница 4

В качестве основных посылок совершенствования и усложнения мыслительной деятельности ученые выделяют следующие моменты:

- появление произвольности в поведении и познавательных процессах (А.В. Запорожец);

- способность действовать по образцу и инструкции (В.К. Котырло);

- умение оценить свою работу и работу других (А.П.Усова, А.Н. Давидчук);

- способность подчиниться к требованиям и правилам ситуации (Л.В. Эльконин);

- способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач (Л.А. Венгер);

- способность осуществлять контроль за собственными действиями (Н.Н. Поддъяков).

Французский психолог Т.А. Рибо выявил зависимость развития мышления человека от возраста. Он установил, что наивысшего развития потенциальных возможностей мышление достигает в период 5-7 летнего возраста. Затем этот процесс испытывает некоторый «упадок», причём, крутизна и степень падения зависит от нескольких показателей. Среди них можно выделить степень сформированности мыслительных операций и наличие креативной составляющей.

Выводы Т. Рибо подтверждаются результатами исследований, проведенными отечественными учеными. Так, в работах Н.Е. Вераксы [9], А. Савенкова, Л.Ф. Тихомировой установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.

По мнению некоторых учёных возможности усвоения детьми дошкольного возраста значительно шире и многообразнее тех, на которые ориентируется ныне принятое традиционное содержание обучения. Результаты исследований, проведенных Л.А. Венгер, а также методика работы, построенная на основе выводов его исследований, которая широко применяется в образовательной практике, наглядно свидетельствуют, что ребёнка в 5-7 лет можно обучить полноценным логическим действиям определения «принадлежности к классу» и «соотношения классов и подклассов».

Материалы исследований, проводившихся многими коллективами и отдельными исследователями, убедительно показали, что жизненный опыт и познавательные возможности дошкольников в усвоении ими математических понятий, в их способностях к абстракции и обобщениям значительно богаче тех, которые предполагались ранее.

Существует другая точка зрения, что раннее развитие логического мышления может иметь отрицательные последствия, поскольку осуществляется в ущерб формированию высших форм образного мышления. Поэтому, ряд авторов (З.А. Зак и др.) считает, что старший дошкольный возраст следует рассматривать лишь как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития. Однако, многие педагоги и психологи (Л.А. Венгер, А. Савенков и др.) отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций может быть сформирован именно в дошкольном возрасте.

Мышление ребёнка связано с его знаниями. К 6 годам его умственный кругозор достаточно велик. В исследованиях, проведённых Н.Г. Коленцевой, выявлены интересные данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Работа классного руководителя с учителями
Проводя воспитательную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа? Одной из таких форм является посеще ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru