Золотая педагогика

Интеграционные тенденции в мировом образовании

Образование » Интеграционные тенденции в мировом образовании

Страница 1

Сегодня знание получает новое общественное измерение, становясь в один ряд с уже привычными "столпами", определяющими развитие общественного производства, - трудом, землей, финансовым капиталом, и выдвигая образование в число глобальных факторов общественного развития, смягчения диспропорций, существующих в мировом хозяйстве, формирования политической стабильности и устойчивого развития. Непосредственно для образования эта его новая роль стала мощным стимулом дальнейшей интернационализации и интеграции. На этапе перехода к постиндустриальному обществу только консолидация потенциала мирового образования и науки, постепенное развитие международной интеграции в этих областях способны обеспечить реальный приоритет знания как ведущего ресурса развития в глобальном масштабе.

Как и другие общественные институты, образование под влиянием всеобъемлющего процесса интернационализации жизни становится все более открытым для международного сотрудничества. Более того, в силу особой роли знания в постиндустриальную эпоху образование выдвигается в число решающих элементов "высокой" мировой политики. И если раньше процесс интернационализации образования шел как бы "вслед" за его развитием в экономике, то сегодня, по нашему мнению, все более очевидной становится необходимость его опережающего развития в сфере образования. Под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических перемен, эволюции ценностных систем многих стран, а также перед лицом глобальных вызовов человечеству современное образование приобретает все более глобальный, общемировой характер.

Интернационализация образования сопровождается усилением международной составляющей развития его отдельных элементов - национальных, региональных образовательных систем. Это, однако, не означает утраты ими своей самобытности. Речь, скорее, идет о том, что в процессе интернационализации происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовываться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляться совместный поиск решения проблем, имеющих жизненно важное значение для человеческой цивилизации в целом.

В тех случаях, когда развивающиеся процессы интернационализации удачно накладываются на исторически давнюю культурную и хозяйственную общность группы государств, в мировом образовании формируются крупные фрагменты, характеризующиеся достаточно схожими направлениями развития и качественным состоянием входящих в них национальных образовательных систем. По нашему мнению, такие тенденции могут рассматриваться как исходные на пути постепенного формирования в отдельных частях мира региональных образовательных пространств, где реализуются если и не единые, то во многом общие образовательные концепции (например, страны ЕС).

Интернационализация образования - объективный и постоянно развивающийся процесс, существовавший в различных формах задолго до того, как завершилось формирование наций и национальных образований в их сегодняшнем виде. Он связан не столько с педагогическими заимствованиями, что также имело место и само по себе целесообразно, сколько с общими параллельными процессами и общими социально-экономическими и культурными явлениями, развивавшимися в мире. К их числу можно отнести: постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию мировые хозяйственные связи; новые технологии с их развитой инфраструктурой, делающей доступной для информации практически каждый уголок земного шара; современные глобальные проблемы человечества. Интернационализации образования способствуют и новые тенденции в мировой политике, утвердившиеся на большей части мира идеи свободного рынка, а также универсальность гуманизма, общечеловеческих ценностей.

Сегодня интеграционные тенденции в мировом образовании довольно активно изучаются специалистами, и можно говорить о различных подходах к их оценке. Отметим наличие двух основных, на наш взгляд, точек зрения на будущее межгосударственного сотрудничества в сфере образования.

Сторонники первой из них, опираясь на универсальное свойство гуманизма, на общность ряда важнейших проблем современного образования, считают целесообразным ускорение процесса его интернационализации на базе унификации основных направлений функционирования национальных образовательных систем и современных технологий. Однако преобладающим все же является взгляд, согласно которому универсализм в образовании возможен лишь при условии сохранения многообразия социальных, политических устройств, культурных и языковых традиций различных стран. При этом речь идет не об унификации национальных образовательных систем или их "гармонизации", а о необходимости их большей ориентации на потребности быстроменяющегося и все более взаимозависимого мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению
Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться темп ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru