Золотая педагогика

Интеграционные тенденции в мировом образовании

Образование » Интеграционные тенденции в мировом образовании

Страница 4

Основными субъектами интеграции выступают образовательные учреждения различного уровня, которые путем массового включения в реализацию крупных многосторонних международных проектов и программ более эффективно начинают решать как национальные образовательные задачи, так и те, что вытекают из потребностей устойчивого развития все более взаимосвязанного и взаимозависимого мира, из необходимости разрешения глобальных проблем человечества. Именно через активизацию сотрудничества на уровне образовательных учреждений в ходе реализации крупных международных проектов достигается та необходимая "сцепка" национальных образовательных структур, которая и отличает интернационализацию от интеграции.

Кроме образовательных учреждений, субъектами интеграции выступают отдельные национальные образовательные системы, а также различные международные педагогические организации и движения, рассматривающие активизацию межгосударственного сотрудничества в сфере образования как одно из средств его эффективного развития в постиндустриальную эпоху.

Интеграция в мировом образовании - тенденция, которая в конце XX - начале XXI в. становится одной из базовых категорий современной педагогики. Она развивается как в отдельных странах, так и на региональном и глобальном уровнях. Интеграция в образовании - часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур. Безусловно, это привносит в исследование проблем интеграции в мировом образовании все сложности и противоречия анализа "больших систем". Вместе с тем, интеграции в образовании свойственны свои отличительные черты, динамика, цели и способы формирования интеграционных объединений различного уровня.

Прежде всего следует выделить комплексный, многоплановый характер воздействия интеграции в сфере мирового образования на весь ход современного общественного развития. Эта ее черта проистекает из особой, решающей роли знания в современную эпоху. Одна из основных целей интеграции в образовании - объединение усилий мирового сообщества в воспитании человека с холистским взглядом на мир, в его подготовке к комплексному подходу при решении глобальных проблем человечества. Все другие виды международной интеграции в этом смысле решают более частные задачи.

В сущности, вероятно, можно говорить о том, что международная интеграция активно способствует сферному развитию образования, ставя его в центр развития всех других общественных процессов.

В непосредственной связи с этой особенностью находится и другая отличительная черта интеграции в образовании - потребность в ее опережающем характере. Различные сферы общественного воспроизводства имеют разную "склонность" к интеграции и несхожую динамику этих процессов. Допустим, кредитно-денежная сфера превосходит в этом отношении товарную торговлю, а та, в свою очередь, более склонна к интеграции, нежели сфера производства. Нам представляется, что в отличие от предшествующего периода международного сотрудничества, характеризующегося тем, что интернационализация образования шла как бы вслед за интернационализацией экономики, в современных условиях, когда знание выступает в качестве решающего ресурса, когда процесс его накопления приобретает непрерывный характер, сотрудничество в сфере образования по своим темпам должно опережать развитие этого процесса. Межгосударственное сотрудничество в образовании должно предварять последующую эффективную мобильность и необходимое качество профессиональных услуг и специалистов как на региональном, так и на глобальном уровнях. В определенном смысле интеграционные процессы в мировом образовании должны приобрести пионерный характер, а их результаты - выступать в роли своеобразного общего "субстрата" международного сотрудничества в других сферах. Обеспечению опережающего характера интеграционных процессов в мировом образовании способствует стремительное развитие современных средств телекоммуникационной связи и базирующихся на их основе новейших технологий, которые позволяют в определенной мере "нивелировать" существующие резкие различия в качественном состоянии отдельных частей мирового образовательного пространства и как бы "перешагнуть" через накопившиеся в некоторых из них проблемы материального и кадрового характера.

Опережающий характер международной интеграции в образовании важен и с точки зрения обеспечения необходимой гуманизации, становления нового человеческого профилирования мировой экономики и связанного с этим возможного перераспределения общественных ресурсов как непосредственно в само образование, так и в культуру, здравоохранение и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная»
Культурно-досуговая деятельность должна обеспечивать восстановление физических, психических и интеллектуальных сил человека, а также удовлетворять потребности подростков, обеспечивать свободу личности в сфере свободного времени. Развлекательно-игровые формы оказывают значительное воздействие на под ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru