Золотая педагогика

Интеграционные тенденции в мировом образовании

Образование » Интеграционные тенденции в мировом образовании

Страница 5

И наконец, важно отметить, что набирающая все большее число сторонников модель устойчивого развития мира исходит из того, что в ходе ее реализации будет замедляться ряд процессов, несущих угрозу разрушения цивилизации, и, напротив, опережающими темпами смогут развиваться такие направления, как научно-техническое и научно-образовательное. Вероятно, на этих постулатах и базируется утверждение А. Урсула о том, что "образовательная система информационного общества должна функционировать как компонент сферы разума и в определенном смысле в целом быть опережающей ., а выход из глобального кризиса образования, в соответствии с этой общей стратегией, - в трансформации "отстающей", консервативной образовательной системы в опережающую, ноосферную".

Интеграция в образовании способна стать своеобразным стабилизирующим элементом развития интеграционных процессов в экономике, политике и других сферах. Известно, что с конца 70-х гг. прошлого столетия в мировом хозяйстве идет быстрый рост региональных экономических группировок, что является отражением параллельного развития в нем двух процессов - интеграции и дезинтеграции. Масштабы и степень влияния этих группировок на мировое экономическое развитие также стремительно увеличиваются.

У специалистов эта тенденция находит неоднозначную оценку. Однако большинство исследователей, несмотря на противоречивость блоковой интеграции, считают, что магистральные направления, характер и темпы развития мировой экономики и далее будут во все возрастающей мере определяться прямым и косвенным воздействием глобальных факторов. В сторону смягчения негативных проявлений блоковой интеграции начинает действовать всеобщий принцип "социализации" экономики и связанное с ним становление все более социально ориентированного рыночного механизма. Да и сами региональные экономические группировки перестают быть "закрытыми крепостями". В их функциях все более важное место отводится созданию условий для определения всех видов отставания стран-участниц, укреплению их конкурентоспособности и постепенной интеграции в мировую экономику и социальную сферу. Это подтверждается, в частности, обозначившейся в конце прошлого столетия тенденцией формирования так называемой "сетевой" модели интеграции (проявляющейся пока в виде зон свободной торговли), охватывающей созревшие для интегрирования страны независимо от того, являются ли они соседями или расположены на разных континентах .

Образование, конечно, является частью региональной, блоковой политики. И в нем появляются соответствующие объединения, отражающие в первую очередь интересы определенной группы стран, направленные либо на защиту их культурной самобытности, как, например, субрегиональные объединения латиноамериканских стран ("Андская группа", "группа "Рио"" и т.п.), либо на активное распространение в мире своих образовательных и культурных традиций (образовательные программы и проекты Европейского Союза, а также США и Канады, Австралии). Вместе с тем очевидно, что современное образование по своей сути имеет больше "глобальную", нежели "фрагментарную" ориентацию, вытекающую из наднационального характера знания, общей его гуманитарной направленности.

Роль образования в укреплении и демократическом развитии мира нуждается в серьезном специальном исследовании. Регионализм различного рода (экономический, религиозный, этнический) становится одной из характернейших черт современности. К сожалению, интегрирующая роль образования, культуры, науки не всегда способна противостоять растущему натиску "фрагментаризма".

Восприятию современного мира как целостного, взаимосвязанного и взаимозависимого объекта исследования содействуют и новые направления в современной педагогической науке. Поэтому, на наш взгляд, существующие ныне региональные интеграционные объединения можно рассматривать скорее как "ядра" формирующегося единого мирового образовательного пространства, как "локомотивы" глобальных интеграционных процессов, нежели как факторы их сдерживания. Создание таких "ядер" не цель, а средство решения сразу двух, на первый взгляд противоречащих друг другу задач - углубить интеграционные процессы в непосредственном окружении и таким образом одновременно создать дополнительные предпосылки для более эффективного взаимодействия отдельных "ядер" между собой, что в конечном счете и будет действовать в сторону дальнейшей консолидации МОП.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами
Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять: Именно в этой разнице - между во ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru