Золотая педагогика

Теоретические подходы к интересу и его роли в обучении

Страница 1

Интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно) –форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей действительности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности.

Оценка широты или узости интереса, в конечном счете, определяется его содержательностью и значимостью для личности.

Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям по данной проблеме разделить их на несколько видов.

В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация:

По содержанию (направленности):

материальный (с подвидами);

общественно-политический;

профессионально-трудовой;

познавательный: учебный, специальный, научный;

эстетический;

читательский;

спортивный и др.

Непосредственный и опосредованный:

Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе – овладению знаниями, процессу труда, творчеству. Я.Л. Коломинский связывает его с какой-либо потребностью.

Опосредованный – интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам. Я.Л. Коломинский связывает его с осознанием жизненной значимости.

По уровню действенности:

пассивный – созерцание;

активный – действие.

По объему (характеризует структуру интересов):

широкий – многим интересуется, глубоко разбирается;

узкий – любознательность, нет постоянного увлечения.

По глубине:

глубокий – стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;

поверхностный – легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.

По устойчивости:

устойчивый – развитие способности и глубокое сознание своего долга и призвания;

неустойчивый – антипод первого, характерен взрослым и детям.

В реальной жизни все эти виды переплетены между собой.

Классификация Г.И. Щукиной построена по иному принципу. Здесь интерес выступает как:

избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

мощный побудитель активности личности, под влиянием которого, все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

особое избирательное (не безучастное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми стремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

По предметной направленности интересов и связанными с ними сферами деятельности выделяют интересы художественные, технические, познавательные и т.д.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Животные Африки
Обыкновенный бегемот, или гиппопотам — крупное травоядное млекопитающее из семейства бегемотовых. Единственным другим видом, состоящим в этом семействе, является карликовый бегемот. Научное название является латинизированной формой греческого слова ἱπποπότα& ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru