Золотая педагогика

Теоретические подходы к интересу и его роли в обучении

Страница 2

Познавательный интерес – явление многозначительное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике, познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставить активизировать мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познавательный интерес, характеризуется объективными условиями появления и формирования, представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны. Обучаемого могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Познавательный интерес может приобретать характер склонности, если усиленно им заниматься, выделять из других. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что активизирует познавательные процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный характер, а активный целенаправленный. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса.

Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных в системе дополнительного образования. Ее решение связано с двумя вопросами:

1. содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи;

2. пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания. Источниками формирования познавательных интересов являются содержание учебного материала и процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса:

1. содержание учебного материала;

2. организация учебной деятельности;

3. общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем. Эти виды включают широкую группу стимулов.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Методические рекомендации по подготовке урока с использованием интерактивной доской
Для того, что бы правильно организовать ход урока с использованием интерактивной доски и добиться наибольшей эффективности от урока можно использовать следующий алгоритм, который позволит успешно подготовиться к занятию. Предварительно стоит подготовить детей к восприятию информации с использование ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru