Золотая педагогика

Методы стимулирования в учебной деятельности

Страница 1

Методы стимулирования в учебной деятельности выделяют в самостоятельную группу методов обучения (Ю.К. Бабанский и др.) на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных методов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала.

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный. Хотя и не новый метод стимулирования – соревнование. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием самой личности ученика, его прежнего опыта, потребностей.

Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение – простейший вид поощрения. Одобрение можно выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы учеников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.

Поощрение более высокого уровня – благодарности, награждения и т.д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие ученикам длительные стимулы, т.к. они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Неумелое или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред обучению. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

Поощрение не должно противопоставлять ученика остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только те, кто добился успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо.

Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника его индивидуальным особенностям, месту в коллективе и не быть слишком частыми.

Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего ученика.

Пожалуй, главное в нынешнем обучении соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с классом, группой.

Метод соревнования основывается на том, что детям, в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе. Педагогически правильно организованное соревнование есть действенные стимулы для повышения эффективности учебного процесса.

Соревнование – это метод направления естественной потребности учащихся к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, ученики быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования; составляется программа; разрабатываются критерии оценок; создаются условия для проведения соревнования; подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным и увлекательным. Механизм поведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.

Должны быть установлены содержание и направленность соревнования за звание первого ученика класса, лучшего знатока предмета.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Организация методов и средств по развитию творческого воображения младших школьников на уроках английского языка
В данном параграфе будут описаны творческие задания для развития творческого воображения младших школьников на уроках английского языка. Творческое задание 1. Цель: развитие творческого воображения Упражнение 1: Picture of your mind images of this words (мысленно в течение 10 - 15 секунд представит ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru