Золотая педагогика

Методы стимулирования в учебной деятельности

Страница 2

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели и задачи, условия проведения определяют сами ученики, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог же направляет инициативу учащихся, поправляя, где нужно, их неумелые действия.

Похвала является эффективным и распространенным методом стимулирования. Но она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться «медвежьей услугой» или быть не педагогичной.

Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано ребенку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против учителя.

Не следует при классе, группе хвалить ученика за то, что не поддерживается остальными, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает агрессию.

Существует еще один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуаций успеха. Он также направлен на укрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке к уроку, занятию, предоставление выигрышного материала для выступления перед классом, предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и тому подобное.

Среди древнейших методов стимулирования наказание наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляя его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения воспитанников на нездоровой основе.

Педагогические требования к применению мер наказания:

Нельзя наказывать за неумышленные поступки;

Нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

Сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

Строго соблюдать педагогический такт;

Опора на понимание и поддержку общественного мнения;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Итак, существуют различные классификации методов обучения и воспитания, особое место в которых занимают методы стимулирования как средство педагогического воздействия на личность. Методы стимулирования при правильном использовании дают очень мощный эффект. В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Вера в себя и стремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны, чем страх перед наказанием. Круг поощрений в массовой школьной практике довольно ограничен, чаще всего это приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа «молодец», «очень хорошо», «замечательно» и т.п. В системе дополнительного образования, где у детей есть возможность не только получить ЗУН, но возможность реализовывать себя в какой-либо сфере деятельности, необходимы более действенные методы стимулирования, а не ограничиваться одобрительными фразами. Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет на мотивационную сферу учащихся, вызывает те или иные мотивы и развивает их. Процесс мотивации можно сделать более интенсивным, если в качестве промежуточной переменной между потребностью и мотивом использовать стимулы, под влиянием которых объекты потребностей, преломляясь в сознании личности, выступают в качестве мотивов, предполагающих осознанную цель и личностное обоснование деятельности (З.И. Равкин). Таким образом, стимулы побуждают активную деятельность через мотивы, которые они вызывают и формируют.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемый метод их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти опросы могут быть устными или письменными. Широко используются также социометрические методы, сравнительны ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru