Золотая педагогика

Методы, стимулирующие процесс обучения

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной работы под руководством педагога.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующие влияние наглядности, которая повышает интерес детей к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

Ценным стимулирующим влиянием обладает проблемно-поисковые методы в том случае, когда доступны для самостоятельного разрешения.

Неизменно воодушевляет учеников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если младшие школьники обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

положительными эмоциями по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этих эмоций;

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением.

Одним из методов эмоционального стимулирования можно назвать метод стимулирования занимательностью – введение в образовательный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Часто детям поручают самостоятельно подбирать такие примеры.

В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступает и метод занимательных аналогий. Эмоциональные переживания вызываются созданием эффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксального опыта, грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания детей.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятия большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога. Как показывает практика, создание на уроках ситуаций занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от неё – в этом отличие подлинных познавательных эмоций, от эмоций развлекательного, побочного характера.

Основным источником интереса к учебной деятельности является её содержание. Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе «игровых ситуаций». К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод для активизации учения.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи. Вот почему многие учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений.

Еще по теме:

Организация первичного восприятия и комментария текста
Методическая наука предлагает в помощь современному учителю литературы широкий спектр методов и приемов, направленных на развитие читательских восприятий школьников. От интерпретации и реализации этих приемов во многом зависит качество восприятия литературного произведения. Обязательным компонентом ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru