Золотая педагогика

Основные подходы к определению содержания работы по формированию логических приемов мышления в процессе счетной деятельности старших дошкольников

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Основные подходы к определению содержания работы по формированию логических приемов мышления в процессе счетной деятельности старших дошкольников

Страница 1

Психолог Л. М. Фридман в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения математике в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. При этом автор подчеркивает роль счетной деятельности в воспитании логического мышления, т.к. счетная деятельность напрямую связана с понятием «числа», которым оперирует ребенок. Научиться считать - значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета: числительные называются по порядку; каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета. З.А. Михайлова указывает: «Цель счетной деятельности найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества». Счетная деятельность дошкольников заключается в умении практически установить взаимно однозначное соответствие между элементами двух групп и определить их равенство и неравенство, обозначая числом.

При формировании счетной деятельности дошкольников развиваются логические операции мышления – сравнение, классификация, сериация.

Работа по формированию логических операций начинается с приема сравнения. «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления,- писал К. Д. Ушинский. - В дидактике сравнение должно быть основным приемом. Чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдаленными от него предметами, тогда только вы выясните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет».

Процесс развития приема «сравнение» включает формирование следующих умений дошкольников:

· умение определять объекты сравнения;

· умение выделять признаки объектов сравнения;

· умение разделять выделенные признаки на существенные и несущественные в данной ситуации;

· умение определять аспект сравнения объектов;

· умение определять причины различия или сходства объектов сравнения;

· умение формулировать результаты сравнения.

Исследования А.М. Леушиной показали, что обучение сравнению количественных отношений должно предварять знакомство со счетной деятельностью на основе числительных. Младшие дошкольники сравнивают различные множества предметов и определяют их равенство и неравенство, не называя числа. В результате сравнения малыши понимают, что множества бывают разные. Чтобы установить их различия, надо узнать количество элементов, т.е. сосчитать их. Только в этом случае, указывает А.М. Леушина, детям станет понятен смысл счетной операции и значение слов-числительных. Таким образом, использование приема сравнения приводит к сознательному применению счетных действий.

В средней группе формирование понимания образования числа, отношений между числами осуществляется в процессе счета также на основе сравнения двух групп предметов, когда предметы каждой совокупности располагаются в ряд, друг под другом. Такое расположение помогает детям понять, почему каждая совокупность именуется другим числом. Педагог обращает внимание детей на равенство (неравенство) количества предметов в сравниваемых группах, указывает, что, прежде чем дать ответ на вопрос «Сколько?», надо посчитать. У детей 5-го года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего. Для сравнения детям средней группы даются сочетания: 1 и 1, 1 и 2, 2 и 2, 2 и 3, 3 и 3, 3 и 4, 4 и 4, 4 и 5, 5 и 5 предметов, соответственно называя их число. Таким же образом, знакомят с числительными до 10 (20) детей старшего дошкольного возраста.

При сравнении количества игрушек отмечают, каких игрушек больше, каких меньше, сколько игрушек в одной группе, сколько в другой. Затем сравнивают числа: матрешек больше, чем пирамидок, матрешек 5, пирамидок 4, 5 больше 4. Устанавливаются и обратные отношения: пирамидок меньше, чем матрешек, 4 пирамидки, а матрешек 5, 4 меньше 5.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Подходы к определению юношеского возраста в отечественных и западных периодизациях
Одна из центральных линий проблематики юношеского возраста связана с определением того, к какому типу развития он относится – к детскому или ко взрослому. Этот контекст важен для нашей работы, поскольку нам необходимо определиться, можем ли мы использовать один из принципов построения периодизаций ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru