Золотая педагогика

Анализ содержания работы по развитию логических приемов мышления в процессе формирования счетной деятельности в образовательных программах ДОУ

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Анализ содержания работы по развитию логических приемов мышления в процессе формирования счетной деятельности в образовательных программах ДОУ

Страница 1

Структура любой программы включает в себя следующие компоненты:

- программные задачи;

- требования к содержанию знаний и умений, которые необходимо сформировать в результате решения задач;

- формы и методы педагогической работы.

Особенности содержания компонентов программы определяются концептуальными основами ее построения. Обратимся к изучению концептуальных основ программ «Детство», «Развитие» и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой в части развития логического мышления старших дошкольников в процессе формирования их счетной деятельности. Выбор данных программ обусловлен, на наш взгляд, наибольшей распространенностью и востребованностью их в практике дошкольного образования.

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. В программе задача формирования счетной деятельности старших дошкольников сформулирована следующим образом: продолжать обучение детей счету, закрепляя умения употреблять как количественные, так и порядковые числительные в пределах 10 .

К концу года старшие дошкольники должны овладеть умениями:

- считать в пределах 10;

- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

- уравнивать неравное число предметов двумя способами;

- составлять равные группы по заданному числу (по 8, по 9, по 10 предметов и др.).

Овладение названными умениями происходит на основе формирования логических операций мышления: сравнения, классификации, сериации.

В «Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения» показано использование воспитателем в процессе формирования счетной деятельности в основном репродуктивных методов . Это:

- объяснение воспитателя об отношениях между числами, о составе числа и т.д.;

- упражнения детей в процессе различных заданий в сравнении групп предметов, чисел, классификации равных по количеству групп предметов, отличающихся разными признаками (цвет, форма и пр.), составлении сереации предметов на основе присчета по одному.

Анализ данной программы в соответствии с современными требованиями дошкольного образования позволил выделить ее недостатки по решению задачи развития логического мышления старших дошкольников. Во-первых, программная задача представлена как вооружение ребенка знаниями, умениями, навыками безотносительно от задач развития личности ребенка. Во-вторых, основное обучение счетной деятельности происходит на занятиях, что не позволяет дифференцировать индивидуальную работу. В третьих, следует отметить репродуктивные методы обучения, отсутствие игровых приемов и проблемных ситуаций, формирование умений, навыков происходит в основном посредством упражнений.

Несмотря на критическое отношение к рассматриваемой программе, она широко применяется в практике дошкольных учреждений, т.к. в ней есть, безусловно, положительные моменты, отмечают Н. Михайленко и Н. Короткова.

Применяя ее в практике, воспитателю необходимо адаптировать ее к современным требованиям дошкольного образования.

Изменения педагогического процесса в решения задач логического мышления в процессе формирования счетной деятельности старших дошкольников заключаются в следующем:

- перенесение обучения с фронтальных занятий, которые делают невозможной педагогику сотрудничества, приводят к заорганизованности деятельности детей, в свободную детскую деятельность;

- опора на игровые приемы обучения, а не на дидактические упражнения;

- знания, умения, навыки должны рассматриваться не как самоцель, а как средство развития личности ребенка .

Программа «Детство» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника.

Исходя из общего понимания математического развития дошкольника как познавательно-личностного (развитие умений и способности познавать) и деятельностного (постановка цели и ее реализация) в программе конкретизируется его содержательная сторона.

По мнению авторов программы, математическое развитие детей дошкольного возраста следует понимать как:

- обнаружение ребенком простых закономерностей, выявление элементарных логических связей и зависимостей на разнообразных наглядно представленных величинах, числах, пространственных отношениях и т.д.;

- выявление свойств предметов, их неизменности и изменяемости;

- самостоятельное обнаружение ребенком отношений равенства и неравенства на разных величинах, на предметном уровне и в плане представлений;

- использование детьми обследования, сравнения, счета, измерения как способа познания свойств и отношений объектов материального мира;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Условия формирования готовности к обучению
Одним из основных компонентов готовности к школьному обучению является произвольность общения со взрослым, со сверстниками и адекватное отношение к самому себе. Недостаточная готовность к систематическому обучению в общеобразовательной школе у детей с незначительными отклонениями в речевом развитии ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru