Золотая педагогика

Диагностическое исследование сформированности логических приемов мышления старших дошкольников

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Диагностическое исследование сформированности логических приемов мышления старших дошкольников

Страница 1

В соответствие с поставленными задачами эмпирическая часть работы включала в себя следующие этапы:

1. Определение исходного уровня сформированности логических приемов мышления старших дошкольников в исследуемой группе детей, анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с детьми.

2. Разработка содержания педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников и ее апробация в старшей группе ДОУ.

3. Проведение исследования контрольного характера, определение результатов опытно-поисковой работы, выводы об эффективности проведенной работы.

Опытно-поисковая работа проводилось на базе ДОУ № 406 г. Новоуральска. В исследовании приняло участие 15 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. Диагностические задания давались детям индивидуально в свободное от занятий время.

В теоретической части работы было выделено, что основными приемами логического мышления, которыми должны овладеть дети старшего дошкольного возраста при формировании счетной деятельности являются сравнение, классификация, сериация.

Для определения сформированности приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста использовалась экспертная оценка по методике З.А. Михайловой. В методике представлены задания, которые позволяют диагностировать уровень сформированности приемов логического мышления в процессе счетной деятельности дошкольников: сравнение, классификация, сериация. Материал для диагностического исследования представлен в Приложении 1 и «Схема бальной оценки логических приемов мышления» по методике З.А. Михайловой в Приложении 2, Таблица 1.

Изучение процесса сравнения

Цель: выявить умение детей выполнять прием сравнения, осознанность процесса сравнения, характер процесса по его полноте.

Оборудование. 2 карточки: на одной нарисовано 4 яблока, на другой – 5 груш.

Методика проведения. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чем отличаются карточки?». Если ребенок выделяет только признак сравнения как названия предметов, изображенных на карточках, спросить: «Одинаковое ли количество груш и яблок? Как сделать так, чтобы их было равное количество?»

Оценка результатов. Выполнение детьми диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе следующих показателей:

1) умение ребенка вычленять основание для сравнения, этот показатель характеризует осознанность приема сравнения;

2) умение видеть признаки сходства;

3) умение видеть признаки различия;

4) самостоятельность выполнения задания;

5) присутствие речевых формулировок признаков сходства и различия.

Изучение процесса классификации

Цель исследования: выявление уровня сформированности приема классификации наглядно представленных объектов на основе выделения количественного признака.

Оборудование: набор из 18 карточек с изображением геометрических фигур (квадратов) трех цветов (красный, желтый, синий) двух величин (большие и маленькие) и разным количеством изображенных фигур (по 3, по 4 и по 5).

Методика проведения. Воспитатель дает ребенку стопку карточек и говорит: «Разложи карточки так, чтобы они подходили друг другу. Раскладывай и объясняй, почему ты так делаешь». Необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия по мере раскладывания. Затем взрослый спрашивает: «Каким словом можно назвать все карточки в каждой группе и почему». О карточках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, спрашивают: «Почему ты эти карточки никуда не положил?»

После того как ребенок выложит карточки по одному признаку, назовет каждую группу обобщающим словом, воспитатель смешивает все карточки и спрашивает ребенка: «Подумай, а как можно еще по-другому разложить карточки». Побуждают ребенка, чтобы он произвел классификацию по всем трем признакам.

Выполнение старшими дошкольниками данного диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе таких показателей, как:

1) взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации;

2) выполнение классификации на основе всех трех признаков;

3) самостоятельность выполнения задания;

4) присутствие речи-рассуждения.

Изучение процесса сериации

Цель: выявить уровень сформированности приема сериации по количеству изображенных предметов.

Оборудование: 6 карточек одинаковой длины и ширины с нарисованными геометрическими фигурами (круг) с разным количеством: от 1 до 6.

Методика проведения. Детям предлагается разложить 6 карточек по порядку, при этом не указывается признак составления сериационного ряда.

Оценка результатов. Выполнение детьми заданий оценивается по следующим показателям:

1) умение вычленять признак составления сериационного ряда, что характеризует осознанность действия упорядочивания;

2) владение алгоритмом действия упорядочивания;

3) самостоятельность выполнения задания;

4) аргументация своих действий и точность называния признака сериации.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Роль образца, показа и подражания в старшей группе
Образец. Различный характер образца в разных типах детского рисования занимает различное место. Чем более творческие задачи ставит рисование, тем менее уместны образцы в процессе работы, но тем большее значение имеют наблюдения, впечатлений детей до рисования путём воспирияи художественной литерату ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru