Золотая педагогика

Диагностическое исследование сформированности логических приемов мышления старших дошкольников

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Диагностическое исследование сформированности логических приемов мышления старших дошкольников

Страница 2

В ходе выполнения заданий экспериментатором ведется протокол, куда подробно записывается действия и речевые высказывания детей в соответствие с выделенными показателями.

Затем протоколы исследования обрабатывались в соответствии с бальными оценками. Бальные оценки позволяют определить уровень сформированности логических приемов мышления по критериям:

- высокий уровень – 3 балла;

- средний уровень - 2 балла;

- низкий уровень – 1 балл;

- не справился с заданием – 0 баллов.

Результаты исследования были обработаны в соответствии с бальными оценками и в окончательном варианте оформлены в таблицу (см. Приложение 3, Таблица 2) и представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Количественный анализ результатов исследования на начальном этапе работы

Количественный анализ результатов исследования логического приема сравнения показывает:

· с заданием справились все дети;

· низкий уровень сформированности логического приема сравнения имеют 4 ребенка (26,7 %);

· средний уровень – 3 ребенка (20 %);

· высокий уровень – 8 детей (53,3 %).

Анализ результатов исследования позволил сформировать три группы детей с разным уровнем сформированности логического приема сравнения.

Дети с низким уровнем умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, затрудняются в речевых формулировках результата сравнения. Связи изменения (неравенства в равенство) устанавливают только с помощью взрослого. Самостоятельности в действиях не проявляют.

Старшие дошкольники со средним уровнем умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, выражая в речи результат сравнения: «равно», «больше», «меньше». Владеют одним способом уравнивания групп предметов: либо добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа. Выполняют задание с некоторой помощью взрослого, не объясняют свои действия.

Дети с высоким уровнем - умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, выражая в речевых формулировках: «равно», «больше», «меньше». Владеют 2 способами уравнивания групп предметов: добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа. Действуют активно и самостоятельно, рассуждая, объясняя свои действия.

Рассмотрим результаты исследования логического приема классификации. Были получены следующие результаты:

· с заданием не справился 1 ребенок (6,6 %);

· низкий уровень сформированности логического приема классификации имеют 6 детей (40 %);

· средний уровень – 4 ребенка (26,7 %);

· высокий уровень – 4 ребенка (26,7 %).

Дадим качественную характеристику каждой из групп детей с разным уровнем сформированности логического приема классификации.

Дети с низким уровнем осуществляют классификацию по 1-2 свойствам (форма и цвет), только с помощью взрослого выделяют основание для классификации как количество, затрудняются в речевых формулировках, касающихся взаимосвязи обобщающего слова и правильности классификации. Самостоятельности в выполнении задания не проявляют, не объясняют свои действия.

Старшие дошкольники со средним уровнем осуществляют классификацию по 2-3 свойствам, самостоятельно выделяют признак (основание), по которому можно классифицировать. С помощью взрослого выражают в речи логические связи. Выполняют задание с некоторой помощью взрослого, не объясняют свои действия.

Дети с высоким уровнем самостоятельно осуществляют классификацию по всем 3 свойствам, обнаруживают логические связи (взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации) и отражают их в речи. Выполняют задание самостоятельно, активно, в речи присутствует рассуждение.

Результаты исследования логического приема сериации:

· с заданием не справились 4 ребенка (26,7 %);

· низкий уровень сформированности логического приема сериации имеют 4 ребенка детей (26,7 %);

· средний уровень – 5 детей (33,3 %);

· высокий уровень – 2 ребенка (13,3 %).

Итак, дети с низким уровнем сформированности логического приема сериации только с помощью взрослого вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки). Самостоятельности в выполнении задания не проявляют, не объясняют свои действия.

Дети со средним уровнем самостоятельно вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки), владеют алгоритмом действия упорядочивания, но при этом затрудняются в речевых формулировках. Выполняют задание с некоторой помощью взрослого, не объясняют свои действия.

Дети с высоким уровнем самостоятельно вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки), владеют алгоритмом действия упорядочивания. Проявляют самостоятельность выполнения задания, аргументацию своих действий и точность называния признака сериации.

Результаты исследования констатирующего характера определяют дидактические задачи для последующей работы:

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Элементы обучения рисованию детей средней группы
Определяя программный и методический материал по рисованию детей средней группы, мы исходим из тех новых возможностей, которые приобретаются детьми этой группы, при условии правильного руководства изобразительной деятельности в младшей группе. В связи с этим были поставлены следующие задачи: - разв ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru