Золотая педагогика

Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Страница 1

В теоретической части работы нами было отмечено, что условием эффективности математического развития ребенка дошкольного возраста является широкое использование игры в обучении как ведущего вида деятельности дошкольников. Игры с математическим содержанием способствуют:

- развитию логического мышления ребенка;

- отсутствию у детей, обучающихся математике при помощи игрового подхода, стереотипа мышления, возникающего в результате постоянно повторяющихся воздействий, обычно используемых при системе классно-урочных занятий;

- формированию познавательного интереса к математике. Проведя анализ литературы по тематике использования математических игр, и ознакомившись с содержанием игр, было выявлено, что обладая рядом достоинств, игры, предлагаемые на занятиях по математике, всё же обнаруживают и некоторые недостатки:

1. Их содержание в основном ориентировано на решение проблем общего развития, ознакомления ребёнка с реальным окружающим миром. Мало представлено специфических математических игр, которые и позволяют ребёнку в дальнейшем переходить от наглядных образов к абстракциям, т.е. стимулируют развитие высших форм мышления.

2. В содержании курса математики для дошкольников игровые задания на закрепление и углублении знаний сводятся, в основном, к малоэффективному способу повторения.

3. Большинство предлагаемых игр предполагают достижения в задании только поставленной задачи, то есть работают лишь на зону актуального развития, не затрагивая зону ближайшего развития.

С Таким образом, содержанием педагогической работы по развитию логических приемов в процессе счетной деятельности стали игры: ролевые игры, игры-упражнения, дидактические игры, игры-путешествия, игры-загадки, подвижные игры, настольные игры.

Процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований:

· организация занятий: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей);

· обучение: усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе;

· общение: оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е. субъект-субъектные отношения;

· отношение детей к занятию: математика – новая игра; все задания и «новые правила» дети принимают охотно.

Развитие логических приемов мышления на основе обучения с использованием игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами, которые состояли в следующем:

- сознательности (обучение осознанное, немеханическое);

- активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса);

- последовательности (от простого к сложному);

- посильности и доступности (обучение должно осуществляться на верхних уровнях способностей и сил, чтобы процесс изучения математики представлял для них достаточную, но преодолимую трудность, и весь предложенный материал и методы его объяснения должны быть доступны по содержанию);

- прочности;

- наглядности;

- «опережающих знаний» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»).

· Чтобы игры были интересны и доступны детям с разными уровнями развития, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка, в основу легли следующие организационные требования: дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности;

· комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр. Кроме того, воспитатель в зависимости от успешности (или неуспешности) выполнения игрового задания ребенком подобрать ряд дополнительных упражнений, вытекающих из конкретного задания.

Кроме того, в процессе проведения игр нами учитывалось положение, что условием развития умственных способностей ребёнка является способ получения им знаний и навыков, поскольку путь к познанию лежит не через отдельные явления и результатом деятельности должно быть понимание, а не навыки. Поэтому, помимо общедидактических принципов и организационных подходов, указанных выше, игры предполагали выполнение следующих требований:

- «дозировки обучения» (нефорсированные темпы образовательного процесса, возвращение к ранее изученному в новых связях и отношениях);

- «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме);

- «логической межпредметности» (использование в процессе изучения математики теорий и знаний других дисциплин, а так же возможность применения логических приёмов к другим областям науки) .

Указанные требования являются необходимыми и существенными, поскольку, по мнению многих авторов (З.А. Михайлова, И.Л. Матасова и др.), действенность игр, используемых в образовательном процессе, снижается из-за того, что данному виду игр присуща только дидактическая задача.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Н ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru