Золотая педагогика

Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Страница 2

На наш взгляд, наиболее плодотворный путь построения образовательного процесса должен основываться на том положении, что каждый ребёнок по своей натуре исследователь. Если же технология обучения построена по принципу «ответы без вопросов», то детские «почему?» исчезают, познавательная активность теряется. Поэтому в ходе игр детям предлагалось самим выбирать правильное решение, при этом обязательным моментом являлась аргументация своей точки зрения. В результате ребёнок был вовлечён в поисковую деятельность, что создавало условия для развития его познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта. Такой взгляд на процесс образования и воспитания был призван не только обеспечить дошкольника знаниями, но и оказывать положительное влияние на психическое развитие и, в конечном счёте, на личностное становление ребёнка.

Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.

Поскольку развитие логического мышления ребёнка происходит в неразрывной связи с развитием у него умения выражать свои мысли в слове, то в связи с этим особое внимание уделялось задачам, в которых требовалось сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивалась способность рассуждать, мыслить, уметь применять свои знания в разных условиях. Это стало возможным, поскольку у детей имелись конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляли содержание игры. Эти знания приобретались в интересной и доступной форме на игровых занятий.

Многие игры учитывали возрастную особенность старших дошкольников как «желание быть компетентным». В играх создавалась ситуации (например, игра «Поможем Незнайке» и др.), в которых «умные дети» должны были помочь игровым персонажам. Включение таких ситуаций позволяло мотивировать детей на решение дидактической задачи и активизировать их.

С целью активизации в играх использовался и элемент соревнования. Старшие дошкольники пытаются превратить любую игру в соревновательную. В этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер. Это учитывалось нами и организовывались командные игры, в которых каждая команда решает познавательную задачу на сравнение, классификацию и сериацию в процессе счетной деятельности.

При выполнении игровых заданий осуществлялся индивидуальный подход в обучении, в результате которого учитывались особенности личности обучаемых, их наклонности, интересы, отношение друг к другу, а также при подборе партнёров по общению, что обеспечивало усиление мотивации в ходе образовательного процесса. Стиль общения воспитателя с детьми демократический, что способствовало созданию положительных эмоций и микроклимата группы.

Игры были подобраны в соответствии с задачами развития логических приемов мышления: сравнения, классификации, сериации. Однако, это не значит, что они изучались изолированно: вначале проводились игры только по развитию приема сравнения, затем – игры по развитию приема классификации и т.д. Мы исходили из того, что указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Отсюда: нельзя сформировать отдельно какую-либо мыслительную операцию без связи и опоры на другие операции. Е. Н. Кабанова-Меллер указывает, что усвоенный прием умственных действий характеризуется тем, что ребенок знает способ, каким осуществляется этот прием, и умеет применять этот способ, как в привычных, так и в новых заданиях: «Показателем усвоения приема является его сознательный перенос на решение новых задач».

Поэтому, в процессе всего формирующего исследования, игры брались из всех 3-х блоков (примерно по одной игре из каждого блока в неделю), но с учетом их последовательного усложнения. Далее на неделе проводилась индивидуальная работа с детьми, которые не совсем справились с заданием игры, но теперь игры строились на новом материале.

Игры организовывались и как часть занятия (и не только по математике, но на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим), и в свободное от занятий время (индивидуально и с подгруппами детей). Включались игры и в занимательные конкурсы на математических вечерах досуга.

Развитие логического приема «сравнение». Сравнение – один из основных логических приемов познания внешнего мира. Сравнение является основой для проведения классификации и сериации. Вот почему развитию логического приема сравнения в нашей работе уделялось особое внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Методические рекомендации, направленные на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике "оригами"
В основу педагогической работы по моделированию поделок способом оригами с целью совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста по моделированию поделок способом "оригами" для вышеуказанной цели были положены следующие принципы обучения: принцип последовательн ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru