Золотая педагогика

Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Страница 3

В теоретической части работы было установлено, что процесс развития логического приема сравнения включает развитие следующих умений дошкольников:

· умение определять объекты сравнения;

· умение выделять признаки объектов сравнения;

· умение разделять выделенные признаки на существенные и несущественные в данной ситуации;

· умение определять аспект сравнения объектов;

· умение определять причины различия или сходства объектов сравнения;

· умение формулировать результаты сравнения.

Л.А. Венгер и О.М. Дьяченко рекомендует развивать названные умения на основе использования различных моделей. В нашей работе были использованы детские счеты из двух линий косточек одинаковой величины. Упражнения на сравнение представлялись как ролевая игра «Магазин». В первую очередь в игру привлекались дети, показавшим на начальном этапе исследования низкий уровень развития сравнения. С ними работа начиналась с чисел 1, 2, постепенно усложняясь до 10. Например, ребенок-продавец «продает» воспитателю (который берет на себя роль покупателя) 2 зайчика, при этом откладывает на счетах две белые косточки. Воспитатель протягивает 2 полоски бумаги («деньги»). Вначале игры обговаривается, что каждая игрушка в магазине стоит один рубль. «Продавец» откладывает на счетах две красные косточки. Необходимо, чтобы ребенок проговаривал свои действия, в конце формулировал результат сравнения. В следующий раз воспитатель, оплачивает товар деньгами, больше, чем надо по условию. Таким образом, создается ситуация, при которой ребенок сравнивает два множества, упражняясь в умении определять различия или сходство объектов сравнения, выражая результаты сравнения в речи: поровну, больше, меньше, на сколько больше (меньше) и т.д.

При этом, как отмечают Л.А. Венгер и О.М. Дьяченко, использование модели, когда сравниваются реально видимые предметы — косточки счетов, а результат относится к другим предметам, важный момент для развития умственных способностей. Эти задания требуют от ребенка осознанного отношения к выполняемой деятельности, произвольного управления своими действиями, учат удерживать связи между предметами и замещающими их значками. А это новый этап в развитии познавательных способностей.

Для создания разнообразия ситуаций сравнения дети включались в игры, когда необходимо сравнивать по количеству машины и шоферов, лодки и спортсменов, листья и жучков, мальчиков и девочек и т. д. Главная задача педагога: в игровой ситуации сделать необходимость их сравнения осмысленной для ребенка.

Для развития сравнения широко использовался дидактический материал, специально подобранный для этой цели. Дидактический материал подбирался из детских журналов, математических тетрадей и т.д. и представлял собой игры типа «Найди 10 различий», в которых сравниваемые свойства представляли собой количество.

При этом дидактическая задача ставилась не прямо, а через игровые действия: загадывание и отгадывание; прятанье и поиск; соревнования («кто больше заметит различий» и пр.); игры в «штрафной» предмет.

Стоит отметить, что предлагаемые игры были построены не только на зрительном восприятии объектов сравнения. Интересны детям были игры, в которых заданные сравниваемые свойства нужно было определить на ощупь, на слух, двигательно.

Например, в игре «Чудесный мешочек» детям предлагалось выбрать на ощупь карточку, в которой фигур столько же, сколько на заданной карточке (или на одну-две больше, меньше и т.д.). Ребенок выбирает карточку с заданными количественными свойствами, затем визуально проверяет правильность выполнения задания. При этом воспитатель побуждал ребенка делать словесный отчет.

Примером игры на основе слухового восприятия являются игры: «поднимите карточки с фигурами (цифрами), на которых фигур столько же, сколько раз я простучу (похлопаю и пр.)». Усложнение задания: «поднимите карточки, на которых фигур больше на один (два), чем я простучала». Организуется с подгруппой детей как игра – кто ошибся, тот выбывает (или выполняет «штрафное» задание), кто больше набрал фишек за правильные ответы, тот победитель – ему аплодисменты.

Пример «штрафного» задания. Ребенку нужно подпрыгнуть (присесть, моргнуть) столько, сколько детей участвует в игре («сколько времен года» – задания придумывают сами дети). Умение выделять количественные признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения. Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты. Например, на интегрированном занятии «Путешествие по королевству Математика» командам давались задания-загадки на смекалку. «Один ослик несет 5 килограммов сахара, а другой 5 килограммов ваты. Чья ноша тяжелей?» или «Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если станет на одну ногу?». Дети справились с этим заданием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Отражение темы в учебно-методической литературе
Для того чтобы определить, какие возможности на самом деле помогают освоить алгоритмизацию и программирование рассмотрим учебно - методическую литературу обучения данной темы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на базовом уровне среднего (полного) общего об ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru