Золотая педагогика

Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Страница 4

Развитие логического приема «классификация». В работе Л.Ф. Тихомировой выделены составляющие умения классифицировать. Это следующие умения:

· умение выделять свойства и признаки объектов;

· умение объединять объекты в группы на основе общего признака;

· умение определять, к какой из групп принадлежит изучаемый объект;

· умение выделять объект, не принадлежащий к данной группе по какому-либо признаку;

· умение формулировать основание классификации объектов;

· умение перегруппировывать объекты в соответствии с изменившимся основанием.

Содержание педагогической работы на этапе формирующего исследования было направлено на развитие выше названных умений.

В младших группах с детьми проводилась работа по обучению их классификации по признакам величины, цвета, формы предметов. А классификация по признаку «количество» в старшей группе является для них новым. Это подтверждается результатами констатирующего исследования, когда дети при классификации по 3 признакам (величина, цвет, количество) на признак «количество» выходили в последнюю очередь или с помощью воспитателя.

С целью ярко обозначить этот признак с детьми проводилась дидактическая игра «Помоги найти гномику свой домик», когда дети помогали гномикам найти свои домики по количеству колокольчиков на доме и по количеству колокольчиков, пришитых на одежде гномиков.

В старших группах программной задачей является умение классифицировать предметы по 2-3 признакам.

На первом этапе работы мы развивали умения классифицировать предметы по 2-м признакам: цвету и количеству на основе игр: «Заполни аквариумы», «Садовники», «Бабочки» и т.д. Детям предлагалось, например, рассадить цветы по 5 каждого цвета на свою клумбу; расселить по 6 рыбок одного цвета в свой аквариум и т.д.

Дальше добавляется еще один признак – форма. На первую полянку слетаются по 7 синих бабочек, на вторую – по 7 треугольных. Не синие и не треугольные будут между полянками, а не на полянках.

По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным свойствам предлагались более сложные игры — классификацию предметов по самостоятельно выделенным свойствам: «Кто в домике живет?», «Найди соседей», «Улицы города» и т. п. В таких играх дети самостоятельно определяют основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те или иные блоки. Например: «Я построю город, в котором на одной улице будут стоять все трехэтажные прямоугольные дома, на другой — пятиэтажные с треугольной крышей».

Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум свойствам к классификации по трем свойствам к выделению закономерностей создания группировок. Например, в игре «Заполни аквариумы» дается задание запустить в каждый их двух (трех) аквариумов «рыбок» с заданными свойствами (остальные рыбки попадают в сообщающиеся сосуды). При этом игровой материал должен быть подобран одинакового количества по каждому признаку. Если ребенок ошибается — «рыбка уплывает» из аквариума.

Стоит отметить, что данные игры являются хорошим материалом, чтобы активизировать детей в комментировании своих действий: умений рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, определять взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации.

По мнению М.Н. Поляковой и С.П. Шитовой, подбор и изготовление дидактического материала самими детьми, подлежащий классификации, является проверкой осознанного умения детей классифицировать предметы по 2-3 признакам. На занятиях по изодеятельности и в свободное от занятий время мы предлагали детям придумать содержание дидактического материала и самостоятельно подобрать основания для классификации.

Но вначале воспитатель изготавливал одну-две игры совместно с детьми, например, игру «Построй город». Способ изготовления – вырезание и аппликация домов из цветной бумаги. Дети вместе с воспитателем обговаривали и выбирали основания для классификации (цвет дома, форма крыши, этажность, количество окон на этаже и т.д.). В процессе изготовления игры воспитатель контролировал соблюдение сочетаний свойств, проверял наличие всех элементов игры. Затем детям предлагается построить улицы города, руководствуясь их названием — наличием заданных свойств, а также переулки — наличие пересекающихся свойств.

По аналогии с данной игрой дети подобрали и изготовили игры на классификацию.

Игра «Галантерейный магазин». Материал — сумки, отличающиеся по цвету, форме, величине, а также дополнительным признакам: количеству ручек, заклепок, кармашек.

Игра «Космодром». Материал — ракеты. Классифицируемые свойства — цвет ракеты, форма иллюминаторов, дополнительный признак: количество иллюминаторов, звездочек на борту ракеты.

Игра «Забавные человечки». Материал — человечки Классифицируемые свойства — цвет платья, форма платья, размер человечков, дополнительный признак: количество пуговиц, кармашек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Описание игровой программы по формированию культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело»
Настоящая программа создана нами на базе научно-методических разработок Е. Яковлевой и Н. Трофимовой. Цель программы: формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского клуба. Задачи программы: 1. Создать детям условия для формирования взаимоотношений со ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru