Золотая педагогика

Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Страница 5

Наблюдения за деятельностью детей подтвердили успешность применения метода самостоятельного подбора и изготовления материала, подлежащего классификации: дети самостоятельно контролировали процесс и результат классификации. Стоит также отметить возросший интерес детей к познанию свойств предметов.

Прием классификации рекомендуют использовать авторы программы «Развитие» для обучения детей ориентировке в числах числового ряда, что важно для развития представлений о числе и о взаимоотношениях чисел.

Если предложить ребенку 5 лет назвать числа, например, меньше пяти, то он, как правило, называет только число четыре, т. е. представления о числовом ряде у него отрывочны. Использование модели в виде пересекающихся кругов или овалов поможет ребенку получить более полное представление о числе.

Круги или овалы можно вырезать из прозрачной пленки или картона. Необходимо, чтобы их размеры позволяли охватить все цифры. Последовательный ряд чисел можно выкладывать из цифр, нарисованных на карточках, объемных цифр, используемых для магнитных досок, или приготовить специальные полоски бумаги с написанными по порядку цифрами. Чтобы задание носило игровой характер, овал назовем домиком, в котором могут жить числа. Детям предлагалось положить овал на числа (поселить числа в домик) так, чтобы внутри оказались только те, которые меньше пяти (семи, трех, девяти).

Затем воспитатель спрашивает: «Какие числа оказались внутри? Какие же числа меньше пяти?». Те же игровые действия проделывались и для чисел, которые больше названного.

После выполнения таких заданий, дети стали лучше ориентироваться в числовом ряду, полнее стали их представления. Например, мы предлагали им подпрыгнуть (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой и пр.) столько раз, чтобы количество прыжков было, скажем, меньше семи. Проведение таких игр-упражнений позволило подтвердить, что после выполнения упражнений с овалом детям стало легче ориентироваться в последовательности чисел. Постепенно задания усложнялись. В игровой ситуации детям предлагалось «занять свои домики» тем, у кого, например, карточки с цифрой меньше 7 (т.е. должны встать в круг). Все, у кого больше или равны семи, остаться вне круга. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Для того чтобы дети помнили, для каких чисел предназначен круг, нужно поставить в нем знак "<7".

На этом же этапе обучения можно начинать использование и второго овала. Рассмотрим игровую ситуацию. В одном домике поселились числа меньше шести, а в другом больше или равные шести. Ребята должны назвать эти числа. Поменяем условия игры, так чтобы овалы пересеклись. Теперь дети должны ответить: "Какие числа меньше восьми, но больше трёх?" Предложить детям попрыгать на одной ноге (хлопнуть в ладоши, моргнуть, присесть и т. д.) столько раз, сколько требуется по условиям задания.

Оперируя двумя овалами, можно провести игру «Найди свой дом». Это более сложное задание, поэтому для начала числа, которые должны попасть в место пересечения овалов, необходимо дать более успевающим детям или взять воспитателю. Модель «логического древа» также является средством развития представлений детей о числовом ряде и развития логического приема «классификация». Оно, как и раскладывание чисел в кругах или овалах, позволяет классифицировать числа в соответствии с заданным условием. «Логическое древо» может быть представлено детям в виде дорожек в математическом лесу, по которым могут ходить цифры. Воспитатель объясняет, что сначала все цифры (от 0 до 10) могут ходить вместе, а после разветвления дорожек в одну сторону пойдут числа, которые, к примеру, меньше трех, а в другую — все остальные. У одной из ветвей дорожки будет стоять определенный знак.

В начале дорожки взрослый или сами дети расставляют по порядку числа от ноля до десяти, потом каждое число должно пойти по той или иной тропинке. Дети рассказывают, какие числа пошли по дорожке со знаком, а какие - без него. Можно спросить, какой же знак забыла повесить царица Математика у другой дорожки. Оказывается, это должен быть знак, обозначающий числа больше или равные трем.

В одном задании можно сочетать модели двух видов: дорожки и домики (овалы). Сначала детям предлагалось провести числа по дорожкам, а потом на листе бумаги с цифрами положить овалы так, как расселятся числа по домикам. Или наоборот. Числа, живущие в домике отправить гулять по одной дорожке, а остальные — по другой. Воспитатель спрашивает, какой знак нужно повесить для чисел из домика, а какой для всех остальных.

Можно нарисовать дорожки на полу, положить около одной соответствующий знак " .>6" и, дав детям в руки по карточке с цифрой, организовать игру «Не заблудись».

Прием классификации использовался и при обучении старших дошкольников составу числа. С этой целью организовывались подвижные игры «Найди свой домик», «Повтори комбинацию», «Какой комбинации не хватает», «Составь комбинацию» (см. Приложение 5). Эти игры проводились и на занятиях, как часть занятия в виде физкультпаузы, в свободное от занятий время.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Педагогические приемы формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
На этом этапе работы наши усилия были сосредоточены на преодоление ситуативности в контактах дошкольников со взрослыми, их вовлечение в доверительные беседы на познавательные и личностные темы. Система коррекционных занятий предусматривала 8 занятий, в ходе которых взрослый и дети осуществляли совм ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru