Золотая педагогика

Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Образование » Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста » Содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления у детей старшей группы в процессе их счетной деятельности посредством комплекса игр

Страница 6

Опишем только одну игру «Найди свой домик». В разных местах комнаты висят таблицы – комбинации состава числа, представленных геометрическими фигурами, например, по числу «5». На стульчиках значки — геометрические фигуры треугольника и круга и цифровое обозначение числа, в данном случае « 5 », у детей — значки — геометрические фигуры треугольника и круга. Под современные музыкальные ритмы дети свободно танцуют. Когда замолкнет мелодия, дети разбегаются к таблицам. Каждый должен взять со стульчика соответственно своему значку значок с геометрической фигурой. Группа детей должна составить около таблицы соответствующую комбинацию и дать сигнал, например, поднять свои значки. Победители совершают круг почета. Если кто-то из детей остался лишним, он выполняет танцевальные движения под аплодисменты остальных или выполняет какое-то задание.

Эти игры составлены Л.П. Стасовой и предусматривают усложнение. Например, в этой же игре (но во втором и третьем ее варианте), дети, классифицируя разные комбинации, составляют комбинации в соответствии с принципом «цифры – геометрические знаки», «цифры – цифры».

Организуя подвижные игры, мы столкнулись вначале с тем, что дети часто ошибались, возможно, потому что были поставлены в ситуацию соревнования. Но мы продолжали эту работу, объясняя детям суть задания, показывали детям их ошибки, просили детей аргументировать выбор той или иной карточки. В результате дети меньше ошибались, полюбили эти игры.

Развитие логического приема «сериация». Блок игр на развитие логического приема «сериация» направлен на решение задач:

1) Учить находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку, обучая алгоритму действия упорядочивания.

2) Упражнять детей в аргументации своих действий и точности называния признака сериации.

На первом этапе работы детям предлагались игры, в которых представлен один признак сериации: количество. Это игры «Добавь недостающую карточку (число)». Трудности возникали при пояснении цепочки зависимых действий, аргументации логических связей.

С целью обучения алгоритму действия упорядочивания организовывалась игра «Логическое домино». Игра организовывалась как индивидуально с ребенком (особенно это касалось детей, которые на констатирующем этапе исследования не справились с диагностическим заданием или показали низкий уровень развития сериации), так и с подгруппой детей.

Дидактические игры «Помоги Незнайке», «Кладоискатели», подвижная игра «Поскачем по кочкам», в которых отрабатывается прямой и обратной счет, также способствовали развитию у детей выявлять закономерность в последовательном расположении предметов, действий.

Дальнейшее усложнение задачи состояло в развитии у детей умения выявлять закономерность в последовательном расположении предметов (по определенному принципу) на основе выделения и учета существенных признаков. Сначала детям предлагались несложные логические задачи с предметами, расположенными в один ряд. Например, в игре «Составь узор» ребенку необходимо было внимательно рассмотреть ряд предметов, выявить закономерность в расположении предметов и на пустое место положить карточку с ответом, выбрав ее из нескольких вариантов.

Мы считаем, что игры, в которых происходила активизация поисковой активности детей, были наиболее результативны для решения поставленных задач. Так, в игре «Рассеянный художник» детям по серии картинок нужно было восстановить последовательность событий, связанных с сериацией. Такие жизненные ситуации ребенку были более понятны, что способствовало тому, что ребенок справлялся с заданием. При этом воспитатель побуждал детей при выполнении задания словесно описывать свои действия, аргументируя их. Этим воспитатель добивался осознанности в нахождении закономерности расположения объектов.

Далее включались игры, в которых признак сериации было необходимо выделить наряду с другими признаками (формой, цветом) у объектов, расположенных в два-три ряда. Первое время такие игры вызывали у детей затруднения. В ответ на поставленную задачу найти недостающую фигуру дети обычно указывали на несколько фигур, не обнаруживая и не анализируя самостоятельно закономерности, лежащие в основе построения рядов фигур как по горизонтали, так и по вертикали. Выслушав ответ, воспитатель предлагал: «Докажите, что именно эту фигур нужно поместить в квадрат». Доказательство, в результате которого ребенок должен убедиться в правильности или ошибочности ответа приводит воспитатель, обучая ребенка анализу расположения фигур со свойственными им признаками в рядах. Таким образом, воспитатель, руководя решением задачи, помогает ребенку овладеть способами анализа, выявлять закономерности повторяемых признаков: наряду с другими признаками видеть закономерность расположения объектов, упорядоченных по количественному признаку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Современный подход к изучению дизартрии вследствие локальных поражений головного мозга
Термин «Дизартрия» означает расстройство артикуляции. В настоящее время дизартрию относят к нейромоторным речевым расстройствам, при котором имеется нарушение не только речевой артикуляции и связанным с ним звукопроизношением, но и нарушение всей речевой системы устной речи, включающее речевое дыха ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru