Золотая педагогика

Результаты опытно-поисковой работы, их анализ

Страница 2

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Приемы логического мышления – сравнение, обобщение, классификация и сериация позволяют систематизировать знания ребенка, развивать его умственные способности.

Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:

- старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

- с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким;

- мышление ребёнка связано с его знаниями. В современных образовательных технологиях знания не рассматриваются в качестве основной ценности и могут варьироваться в широких пределах. Центр тяжести переносится с того, какой фактический материал дается детям, на то, как он дается. Это возможно при условии, что педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике;

- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация;

- включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мышления детей.

Центральные линии психического развития ребенка должны быть максимально связаны с основными целями и задачами процесса обучения. Счетная деятельность старших дошкольников обладает большими возможностями для развития логических приемов мышления, но при условии целенаправленного обучения алгоритму сравнения, классификации, сериации. Необходимым условием успешного овладения логическими приемами является организация игр, упражнений игрового характера.

Анализ содержания работы образовательных программ ДОУ показывает: авторы программ признают несомненную важность развития логических приемов мышления как центральной линии интеллектуального развития старшего дошкольника. Вместе с тем авторы программ предлагают разные способы и методы для решения поставленной задачи: упражнения детей в процессе различных заданий для формирования умений и навыков («Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой); игровая и практическая деятельность детей во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т. д. (программа «Детство»); использование в обучении моделей (программа «Развитие»).

Таким образом, в результате анализа можно констатировать, что целостной концепции развития логических приемов мышления детей в дошкольной педагогике пока не сложилось.

Экспериментальная проверка показала широкие педагогические возможности организации игр, направленной на развитие логических приемов мышления старших дошкольников. Организация игр: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных создают эффективные условия для развития логических приемов мышления старших дошкольников.

· Анализ результатов исследования контрольного характера, а также сравнительный анализ результатов исследований до и после обучающих воздействий посредством организации комплекса игр наглядно свидетельствуют об эффективности проведенной работы, в результате которой у детей исследуемой группы произошли значительные изменения в развитии логических приемов мышления: увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности логических приемов мышления: сравнения с 53,3 до 66,7; классификации – более, чем в два раза с 26,7 % до 60 %; сериации - увеличилось в 4 раза с 13,3 % до 53,3 %;

· уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности логических приемов: сравнения (на контрольном этапе исследования не выявлено детей с низким уровнем сформированности логического приема сравнения; классификации с 40 % до 13,3 %; сериации - с 26,7 до 20 %;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психолого-педагогические аспекты успешности организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов предназначена для формирования навыков самостоятельной работы, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значи ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru