Золотая педагогика

Воспоминания ученика

Страница 1

«Один раз мы стали писать сочинение втроем: Лев Николаевич, Макаров и я. Все пошло у нас порядком. То Лев Николаевич скажет, то Макаров, то я. Лев Николаевич радовался нашему успеху и то и дело говорил:

-Как прекрасно у нас выходит! Как хорошо! Бог даст, окончим и напечатаем, будет книга.

К сожалению, я не могу вспомнить ничего из «знаменитого нашего произведения», как назвал его Лев Николаевич. Все забылось, исчезло из воспоминаний. И, к сожалению, тот самый наш труд не осуществился. Он был уничтожен нашими учениками в игры в хлопушки. И долго-долго Лев Николаевич сказывал о нашем сочинении, негодовал на шалунов. Я взялся было возобновить потерянное и написать точь-в-точь, что было. Мы остались на ночь в доме Льва Николаевича с Макаровым и приступили к делу.

Я радовался на свой написанный и напечатанный рассказ. Меня повысили, я как бы выдавался первым учеником Яснополянской школы. Приезжали некоторые посетители, любители школ и близко знакомые Льва Николаевича, отдавали мне должное, как маленькому писателю и я с гордостью в душе торжествовал. Лев Николаевич относился ко мне не так, как к школьному рассеянному, а серьезно, как к старшему ученику. Он никогда не хвалил меня и не возвышал ни за какие подвиги, но я, как воришка, приладился к его характеру. И хотя он относился в школе, в играх, в беседах, в гулянье со всеми нами одинаково, но я мог читать в нем, что он любит меня.

Он любил петь и играть на фортепиано, а я обладал хорошим голосом. И мы с ним пели его любимую песню:

С тобой вдвоем

Сколь счастлив я,

Поешь ты лучше соловья,

И ключ по камушкам течет, к уединенью нас влечет…

В школе нас учили церковному пению. Несколько раз мы ездили в церковь петь хором вместе со Львом Николаевичем. Иногда хор собирал человек в 20-25. Лев Николаевич пел басом. Голос у него был хороший, сильный. Отправлялись мы в церковь так: собирались у школы утром, в школе подавали катки, и мы вместе со Львом Николаевичем насаживались в эти катки, и нас отвозили в церковь».

Уже в начале своей литературной деятельности Толстой придерживался того взгляда на свойства человеческой природы, который был сформулирован им позднее в «Воскресении». «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, писал он в этом романе, - что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

Такой подход к формированию личности ребенка являлся мотивом всей педагогической деятельности Толстого. На основе его педагогического учения сегодня успешно сосуществуют рядом с классической школой Вальфдорфская школа, Лесная школа и др.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Лабораторная работа «Методика анализа спектров комбинационного рассеяния в программе OPUS 5.5 на примере углеродных покрытий»
1. Открыть программу Opus 5.5. 2. Загрузить полученный КР-спектр углеродных покрытий Файл→Загрузить файл, выбрать необходимый файл. В окне файлового менеджера слева появится соответствующая информация (рисунок 27, в). На окне спектров (рисунок 27, г) программы Opus 5.5 кликнуть правой клавише ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru