Золотая педагогика

Формирование содержания образования учащихся в области информатики

Образование » Формирование у школьников навыков пользователя ЭВМ » Формирование содержания образования учащихся в области информатики

Страница 1

Согласно Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать:

− формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

− адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

− интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

− формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

По мнению известного дидакта В.С. Леднева «процесс образования триедин». Отсюда следуют три компоненты образования, среди которых «обучение» занимает центральное положение:

– воспитание;

– обучение;

– развитие.

Применительно к общему среднему образованию Б.Т. Лихачев отмечает следующие основные общеметодологические принципы формирования его содержания:

- общеобразовательный характер учебного материала;

- гражданская и гуманистическая направленность содержания;

- связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

- основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

- интегративность изучаемых курсов;

- гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

- развивающий характер учебного материала;

- взаимосвязанность и взаимообусловленность учебных предметов;

- эстетические аспекты содержания образования.

Важно отметить сформулированный В.С. Ледневым принцип отражения образовательных областей в содержании общего образования, названный его автором принципом «бинарного вхождения базовых компонентов в структуру образования» и заключающийся в том, что каждая образовательная область включается в содержание образования двояко. Во-первых, как отдельный учебный предмет и, во-вторых, имплицитно − в качестве «сквозных линий» в содержании школьного образования в целом. Для информатики и информационных технологий этот принцип имеет важное значение, поскольку реализуются они как через отдельный учебный предмет, так и через информатизацию всего школьного образования.

Применяя указанные выше принципы к отбору содержания школьного курса информатики, обратим внимание на две группы основных факторов, традиционно находящихся в диалектическом противоречии .

1. Научность и практичность. Содержание учебного предмета информатики должно идти от науки информатики; изучение предмета должно давать такой уровень фундаментальных познаний учащихся, который действительно мог бы обеспечивать подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах (практическая цель).

2. Доступность и общеобразовательность. Включаемый в учебный предмет материал должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Курс информатики должен, кроме того, содержать все наиболее общезначимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующих разделов науки информатики.

Школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, отвечать все усложняющимся требованиям науки и практики, а с другой − быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух требований как раз и является наиболее сложной методической задачей. Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море не «утонуть», необходимо обладать знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий.

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. В настоящее время, на пороге информационного общества социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Типы ораторов
Для наглядности рассмотрим типы ораторов и характерные для них особенности с точки зрения принадлежности к миру животных. Всестороннее изучение анализируемого вопроса позволило выявить следующие типы ораторствующих существ: Называются так из-за раздражающей привычки смеяться по всякому поводу, особ ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru