Золотая педагогика

Формы, методы и средства обучения информатике

Образование » Формирование у школьников навыков пользователя ЭВМ » Формы, методы и средства обучения информатике

Страница 2

Элементы такой организации обучения, при которой руководить занятием малой группы может не только учитель, но и некоторые из наиболее сильных в знаниях по данной теме учеников (белл-ланкастерская система взаимного обучения), являются составной частью имеющей распространение в школе США педагогической системы, именуемой планом Трампа

.

Важный обучающий прием, который может быть особенно успешно реализован при преподавании информатики, − копирование учащимися действий педагога − принцип «Делай как я»

. Возможности локальной сети кабинета вычислительной техники, наличие демонстрационного экрана позволяет во многих случаях эффективно использовать идею копирования в обучении, причем учитель получает возможность одновременно работать со всеми учащимися при кажущемся сохранении принципа индивидуальности. Не следует забывать, что конечный замысел образовательного процесса заключается в том, чтобы от принципа «Делай как я!» осуществлялся переход к установке «Делай сам!».

Учебный проект (метод проектов)

. В условиях внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, когда часть функций обучения передается средствам информационных и коммуникационных технологий учитель должен продумать и организовать сам процесс общения учеников со средствами информационных и коммуникационных технологий, сопоставить функции средств информационных и коммуникационных технологий и действия ученика, виды представления и способы подачи учебного материала с помощью средств информационных и коммуникационных технологий. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте и многое другое. Укажем ряд условий, которые необходимо учитывать при использовании метода проектов:

1. Учащимся следует предоставить достаточно широкий набор проектов для реализации возможности реального выбора;

2. Поскольку школьник не владеет проектным способом работы, он должен быть снабжен инструкцией по работе над проектом;

3. Для ребенка важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих;

4. Необходимо создать условия, при которых школьники имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи;

5. Метод проектов ориентируется главным образом на освоение приемов работы с компьютером (ИКТ).

Наибольшую популярность при использовании средств информационных технологий приобрели групповые формы обучения. Деление на группы производят либо по способностям, либо случайным образом. Такое деление используют для коллективного решения одной задачи, когда каждая группа должна решить определенную учителем подзадачу. В этом случае, как правило, формируются разноуровневые группы

, в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры.

В.В. Гузеев предложил различать группы выравнивания, поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития «ученики более высокого уровня служат локомотивами в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня, вследствие чего последние переходят на следующий уровень».

При работе в разноуровневых группах наиболее эффективно использование опыта бригадно-лабораторной организации учебных занятий

. Такая организационная форма включает: 1) общую работу класса, 2) коллективную работу бригады, 3) индивидуальную работу каждого ученика.

Однако чаще производят деление на группы по способностям, известное из истории педагогики как «мангеймская система» организации занятий

. Группы формируются на продолжительный срок (четверть или год), переход из одной группы в другую возможен как по усмотрению педагога, так и по просьбе учащегося, если он сумел достичь улучшения результатов обучения.

В разноуровневых группах в первые же моменты определяются лидеры и аутсайдеры. Еще в 20-х годах прошлого века известный русский психолог Л.С. Выготский указывал, что «перед педагогом истают две задачи: во-первых, индивидуального изучения всех особенных свойств каждого отдельного воспитанника, а во-вторых, индивидуального приноровления всех приемов воспитания и воздействия социальной среды на каждого из них».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Ход выполнения экспериментальной работы
Цель констатирующего эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников. Эмпирическая база исследования: подготовительная к школе группа ДОУ № 11 г. Твери. Эксперимент проводился в период с декабря по март месяц 2006 г. В ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru