Золотая педагогика

Формы работы педагога дополнительного образования

Страница 1

Форма (в пед.) — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, доп. занятия.

Формы обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в зависимости от развития дидактических систем.

Форма обучения классифицируются по различным критериям:

количеству учащихся; месту учебы; продолжительности занятий и т.д.

По первому критерию выделяются массовые, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы различаются школьные и внешкольные занятия, к первым относится работа в мастерских, лабораториях и т.д., а ко вторым - домашняя работа, экскурсии и т.д.

По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное ускоренное занятие (70 мин.), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально- групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (Белл - ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (советская школа). Наибольшее распространение получила классно- урочная система обучения, возникшая в 17 веке и развивающаяся уже свыше трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А.Каменский.

Классно-урочная форма организации обучения является главной. Ключевым её компонентом является урок. Урок – это законченный смысловом, временном, и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Кроме нее используются и другие формы, называемые по- разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Иногда к внеклассным формам обучения относят учебные экскурсии, труд в мастерских, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т.п. При этом обычно происходит путаница и терминологическая подмена: класс как постоянный состав учащихся отождествляется с классной комнатой для проведения занятий, уроки «со звонками» противопоставляются урокам без них. Исходя из этого лишь домашняя самостоятельная работа учащихся и кружковые (клубные) занятия по интересам могут быть названы вспомогательными внеурочными формами организации обучения.

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых — закрепление знаний, умений, полученных на занятиях, расширение и углубление учебного материала, проработанного на занятиях, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям воспитанника, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д., для изучения новых тем на занятиях.

Предметные кружки, предлагаемые учреждениями дополнительного образования, отличаются большим разнообразием, как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают межпредметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа воспитанников в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Анализ кадрового обеспечения учреждений образования
Результативность системы образования определяет главный ресурс – это профессиональные, подготовленные к работе в новых социально-экономических условиях педагогические и руководящие кадры. Таблица 2.5.1. Численность педагогических работников, занятых в сфере образования, чел. Показатели 2008 2009 20 ...

Категории

© 2018 Copyright www.sotbay.ru